Форум » ГОСТИНАЯ » Приключенческая литература - что это? » Ответить

Приключенческая литература - что это?

Admin: Приключенческая литература - что это? Пытаемся разобраться. Виды, направления, жанры, поджанры, атрибуты, симптомы, диагнозы, последствия... Цитируем, но без фанатизма. Как говорится, "не пишите слишком длинных писем, у чекистов устают глаза". Старайтесь выделять из филологических опусов самые ИНТЕРЕСНЫЕ пассажи. Язык ученых далек от общечеловеческого. ------------------------- Часть постов перемещена из темы "Русский приключенческий роман" Gennady поднял вопрос: Коллеги, давайте раберемся. Что есть литература приключенческая? Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#073 Geklov подхватил: Весьма интересный вопрос. А и вправду: ЧТО СЧИТАТЬ ЛИТЕРАТУРОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ? Лично мне импонирует точка зрения А. З. Вулиса. Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#078 "Продолжаем разговор!" (С) Карлсон, кжнк.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Admin: geklov пишет: приключенческим книгам, масса сайтов, форумов… Масса? Назовите с десяток приключенческих форумов и сайтов. Не болтологию и все обо всем через скопировал/вставил, а серьезных, как fantlab.ru или mydetectiveworld.ru

geklov: Тем более. Раз даже сайтов сурьёзных нет .(Я собственно не о сайтах и не о форумах сейчас веду речь; а слово "приключенческим" относилось к книгам, а не к сайтам с форумами, форумы (пусть и несурьёзные ), где болтают о приключенческих книгах всё же есть; но это не так важно, я о другом). Повторю вопрос: существует ли серьезное, вдумчивое, фундаментальное исследование, посвященное приключенческой литературе??!! Не статья в литературной энциклопедии или каком-нибудь даже самом умном словаре, не предисловие к самому замечательному авантюрному роману, не сообщение (пусть даже зело развернутое и длиннющее) на сурьёзном сайте, не пост на форуме, А КНИГА, СПЕЦИАЛЬНО ПОСВЯЩЕННАЯ ПЛ КАК ЯВЛЕНИЮ... Ну, типа, книги Вулиса. Только с учетом современных реалий и достижений.

geklov: Хотя. Я был бы рад и статьям в литературных энциклопедиях и словарях, предисловиям к авантюрным романам, сообщениям (пусть даже не очень развернутым и длиннющим) на любом сайте, постам на любом форуме. Главное, чтобы в тему. Чтобы люди попытались вдумчиво разобраться: ЧТО ЕСТЬ ПЛ?


Admin: На русском не встречал. Ответ очевиден. Давно бы уже кто-то сослался и начал со страшной силой цитировать сей опус. На Западе такие работы попадаются, но все это очень специфично. Либо справочники по авторам с вкраплениями некоторых терминов, либо подборка эссе по тем или иным книга. Так навскидку ничего серьезного не приходит. Все это очень субъективно. По фантастике - да есть, по детективу есть, по вестерну есть, по любовному роману есть, по хоррору есть, по всему в целом есть, но не слишком подробно, чаще всего с упором на родных авторов тоже имеется. Например, у французов (в основном на материале о своих мэтрах): *Yves Olivier-Martin. Histoire du roman populaire en France de 1840 à 1980, Paris, Albin Michel, 1980 *Le Roman d’aventures, 1870-1930, Limoges, PULIM, « Médiatextes », 2010. *Roger Bellet (sous la direction de): L’aventure dans la littérature populaire au XIXème siècle, Lyon, Presses de l’université de Lyon, 1985, 220 pages. *Dictionnaire de la littérature populaire, sous la direction de Daniel Compère, Paris, Nouveau Monde, 2007. *Littérature de jeunesse, incertaines frontières, sous la direction d’Isabelle Nières-Chevrel (actes du colloque organisé par Isabelle Nières-Chevrel et Françoise Bosquet, Cerisy La Salle, 4-10 juin 2004), Gallimard jeunesse, 2005. *Poétiques du roman d'aventures, Nantes, éditions Cécile Defaut, Horizons comparatistes, 2004. *Alexandre Dumas, une lecture de l’Histoire (actes du colloque organisé par Michel Arrous, université de Paris III, 16-18 octobre 2002), sous la direction de M. Arrous, Paris, Maisonneuve et Larose, 2003. *P. Brunel, M. Letourneux, F. Mancier, Dictionnaire des mythes d’aujourd’hui, Monaco, Éditions du Rocher, 1999. у итальянцев *Umberto Eco. Il superuomo di massa, 1976 (rev. ed. 1978) / fr. ed.: De Superman au surhomme, Paris, Grasset, 1993, 245 pages. *Emilio Salgari e la tradizione ottocentesca del romanzo d'avventura, (Gênes, Université de Gênes, 17-18 février 2005), Gênes, ECIG, collezione Laputa, 2007. у немцев *Friedrich Schegk (dir.). Lexikon des Reise - und Abenteuer - Literatur, tomes, Meitingen, Corian-Verlag, 1988,89,90,91. у англичан: (фр. об англ.) *CAZAMIAN M.-L.: Le roman et les idées en Angleterre, 1860-1914, tome III, "Les doctrines d’action et l’aventure", Paris, Les Belles Lettres, 1955, 499 pages. * GREEN Martin: Dreams of Adventure, Deeds of Empire, Londres et Henley, Routledge and Kegan Paul, 1979, 429 pages. An excellent survey and discussion of adventure novels of nearly three hundred years along with the imperialist history of that time. Contents: 1. Modern Empire, Caste, and Adventure 2. Narrative, Other Forms, and Literature-As-A System 3. Defoe 4. Scott 5. Cooper 6. Tolstoy 7. Popular Literature and Children's Literature 8. Twain 9. Kipling 10. Conrad 11. In the Trough of the Wave of Imperialism: Adventure Images after 1918. Conclusion, Notes, Bibliography, Index. Written for the general reader but well worth the price to get such a good survey of this genre. у американцев: *Cawelty J. G. Adventure, mystery, and romance; Formula Stories as Art and Popular Culture, Chicago, University of Chicago Press, 1976. Это только малая толика. Что-то глубокое, что-то по верхам. Подобных работ на Западе - вагон и два дирижабля. Все это исследуется иногда в провинции, иногда в столицах. Собираются симпозиумы, конференции. + газетно-журнальные статьи и номера, посвященные разным направлениям, жанрам, поджанрам и авторам. На русском даже журнал фантастики "Если" уже закрылся. Серьезных журналов по детективу со статьями и биографиями авторов сроду не было. Про приключенческий жанр по сути и говорить нечего.

Admin: geklov пишет: Главное, чтобы в тему. Вот именно в тему. А мы все уходим от темы. Поскольку такова культура интернета - большинство форумов рано или поздно превращается в тусовки от скуки, разговоры обо всем и где попало. Лепим все, что сиюминутно на ум пришло, а то поезд уйдет, не озадачиваясь, где бы разместить новую информацию в тему. Энтузиастов-исследователей, желающих активно делится СВОИМИ наблюдениями пока что очень мало.

geklov: Премногоуважаемый Admin, СПАСИБО!!! Вот это В ТЕМУ! В десятку!! В яблочко!!! Энтузиастов-исследователей, желающих активно делится СВОИМИ наблюдениями пока что очень мало. Вот-вот. Никто не делится своими соображениями на тему: ЧТО ЕСТЬ ПЛ? Нет подобных толковых, вдумчивых работ на русском языке. О чем я собственно и спрашивал... Вывод: 1. Либо нет таковых энтузиастов, а следовательно и подобных работ 2. Либо держат всё в секрете. Вопрос: от кого? зачем? почему? Ещё раз СПАСИБО!

Admin: Пожалуйста. О своих скромных мыслях, что является сутью ПЛ я поделился в теме Французская приключенческая литература, да и в других темах, в том числе Лунца. А то что, Зарегистрированных участников: 54, а пишут активно меньше 10 - это вообще "умом Россию не понять". По большому счету - бестолковое занятие этот форум. Игра в бирюльки.

geklov: Так там и продолжение имеется: В РОССИЮ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ! Лично мне этот форум уже не единожды очень помог! СПАСИБО ВСЕМ ФОРУМЧАНАМ! Особенно тем самым ДЕСЯТИ!!!

Admin: И чем же он вам помог? Любопытно.

geklov: Исправить некоторые (пусть и маленькие) неточности и ляпы в моей работе. Нехорошо это - "ляпать" С информацией, однако, подсобили. Ведь один человек всё знать не может. Не грех и у многоопытных товарищей порою помощи испросить.

1.66: "Прожекты зело разумны должны быть, дабы казну зазря не пустошить. А кто абы-как ляпать будет, того чинов лишу и велю кнутом драть". Приписывается Петру Великому.

Admin: Не чувствуете разве, что все цитированием помногу занимаемся? А вот просто о жанре от себя порассуждать, да про любимых авторов своими словами порассказать - слабо? На то он и форум, чтобы люди ВЫСКАЗЫВАЛИСЬ, делились открытиями, наблюдениями и сомнениями. Форуму уже полтора года (с 22.06.11). Пока у нас самые активные по сообщениям 5 человек: Gennady (511), geklov (317), Антон (291), ffzm (274), 1.66 (114). У остальных и сотни не наберется. А зарегистрировано 54 человека (у многих - ноль). Все в ваших руках. Хотите интересный форум - сделайте его таковым сами, пишите в разные темы, приводите читающих друзей, которым есть что сказать по нашей теме. А так - всё это получается очень специфично и местами скучновато (одни буквы). Немного отстраненно на некоторые странички посмотрите. Сели на одну-две темы и поехали. "Жюль Верн", "Русский приключенческий роман". Каждый день туда-сюда, пока не надоест и что-то новое не откроют. Приключенческий роман вон какой многообразный! Всегда чем-то удивляет, из огня да в полымя.

1.66: Обнаружил любопытную книгу (цикл очерков) под названием "Камские пираты" (прочитать можно здесь http://www.elabuga-foto.ru/homeland/_pirates01.html ). Причем это название появилось еще в 1850г. А еще форумчане сокрушались, что в России нет тем для приключенческой литературы. Хотя конечно этот эпизод нашей истории очень малоизвестный, но по времени последние камские пираты действовали тогда же когда и герои "Пиратов Миссисипи" Фридриха Герштеккера.

geklov: Многоуважаемый 1.66 пишет: А еще форумчане сокрушались, что в России нет тем для приключенческой литературы. Друзья! Это русская-то история бедна на сюжеты для приключенческой литературы??!! Еще в конце 80-х гг. прошлого столетия писатель (а по совместительству основатель Военно-патриотического литературного объединения «Отечество» при Воениздате, Российского творческого объединения «Отечество» при Литфонде России, Российского Товарищества «Отечество») С. С. Гагарин писал: «Спросите: о чем же писать, какие темы интересуют «Отечество»? Что касается наших дней, советского периода истории, то тут, видимо, все ясно. А вот в помощь будущим авторам, для их исторической ориентировки, мы, наверно, перечислим вехи ратной летописи России, на темы которых хотели бы получить приключенческие повести и романы. Вот они. Славянская праистория. Венеды и скифы. Поход ариев в Индию и возвращение на землю предков. Троянская война. Ахиллесова тайна. Славяне и Византия. Войны с хазарами. Возникновение Киева. Братья Кий, Щек и Хорив. Столкновения с печенегами. Новгородские были. Походы на Север, за Рифейские горы. Освоение восточных земель. Стычки с норманами. Варяги и Новгород. Рюрик, Трувор и Синеус. Князья Дир и Аскольд. Вещий Олег и его время. Князь Игорь и жена его Ольга. Князь Святослав и его девиз «Иду на Вы». Обуздание хазарского экспансионизма. Предательство Византии. Нашествие половцев. Поход князя Игоря Святославовича. Битвы Владимира Мономаха. Бегство Отрок-хана в Обезы. Первый набег монголов. Сыбудай и Джебэ. Битва на Калке. Разорение Рязани Батыем. Подвиг Евпатия Коловрата. Осада Владимира. Битва на реке Сить. Оборона Торжка. «Злой» город Козельск. Восстания против татаро-монгольского ига. Мужество Твери. Александр Невский. Укрощение шведов и битва на Чудском озере. Сражение на реке Вожа. Куликовская битва. Сопротивление Москвы притязаниям литовского князя Витовта. Олег Рязанский и его роль в русской истории. Освобождение от азиатского ига в 1480 году. Иван III и его время. Формирование великорусского государства. «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать…» Войны Ивана Грозного. Астраханская и Казанская орды. Ливонская кампания. Ермак Тимофеевич и его освободительный поход. Запорожская Сечь. Подвиги казаков. Борьба русского народа против польских захватчиков. Смутное время. Кому нужны Лжедмитрии и князья Курбские. Минин и Пожарский. Иван Сусанин и другие безымянные герои. Боевые истории XVII века. Царь Алексей Михайлович. Походы русских стрельцов и казаков в Сибирь и на Дальний Восток. Семен Дежнев, Федот Алексеев и их товарищи. Хабаров, Поярков, Стадухин, Игнатьев, Анцыферов и другие русские землепроходцы. Петровские времена. Война со шведами в Прибалтике. Освобождение Курляндии. Полтава. Рождение русского военно-морского флота и его первые баталии. Битва при Гангуте. Великая Северная экспедиция. Плаванье Чирикова и Беринга. Лейтенант Овцын и его приключения. Исследования на море в XVIII веке. Семилетняя война. Взятие Кенигсберга и падение Берлина. Русские полководцы Екатерининской эпохи. Освобождение Крыма и юга России. Прибалтийские кампании. Федор Ушаков и другие адмиралы флота российского. Александр Суворов — русский военный гений. Первые сражения с Наполеоном. Михаил Кутузов и Барклай де Толли. Отечественная война 1812 года. Денис Давыдов, Александр Фигнер и приключения кавалер-девицы Дуровой. Партизанское движение. Адмирал Александр Шишков. Бородинское сражение, последующие победы русских. Турецкие войны. Освобождение Молдавии. Великие плаванья русских моряков, их географические открытия. Литке, Лазарев, Крузенштерн, Лисянский, Врангель, Головин, Беллинсгаузен. Генерал Ермолов. Батальные истории, случившиеся в Закавказье и на Моздокской линии. Восточная война. Оборона Севастополя. Соловецкие острова дают отпор англичанам. Попытка противника высадиться в Петропавловске-Камчатском. Плаванье фрегата «Паллада» в Японию. Приключения русских моряков из экспедиции Путятина. Русско-турецкая война 1877–1878 годов за освобождение Болгарии. Генералы Плевны. Герои Шипки. Баязет. Генерал Скобелев и его полководческие успехи. Ратная история последней четверти прошлого века. Русско-японская война. Оборона Порт-Артура. Бои в Манчжурии. Морские сражения. «Варяг» и «Кореец». Цусима. Судьба русских моряков в Японии. Приключения русских пограничников в конце XIX и начале XX века. Первая мировая война. Судьба Второй армии генерала Самсонова. Военные приключения казачества. Брусиловский прорыв. Русский экспедиционный корпус во Франции. Подвиги русских летчиков в первой мировой войне. Разведка Генерального штаба и происки специальных служб противника. Вот примерный, далеко не исчерпывающий список исторических вех. Все разве перечислишь?.. По одним георгиевским кавалерам армии и флота можно создать многотомную эпопею. А яркие судьбы Румянцева, Паскевича, Дибича, Котляревского, Милорадовича, Драгомирова? Есть, есть что написать о русской ратной истории! Засучивайте рукава, молодые писатели, и беритесь за благородное дело восстановления духовного богатства нашего народа…» И, надо сказать, Гагарина услышали. Пишут же современные приключенцы интересные книги на русском материале! И о том, о чем говорил Гагарин, и о многом другом. Жаль сам писатель до наших дней не дожил. Умер в 1993 году. Упс. Боюсь мы вновь залезли в другую тему. В тему "Русский приключенческий роман"...

geklov: Если верить Жоржу Блону, Лоуренс Аравийский, который перевел «Одиссею» на английский язык, писал, что это «самая древняя приключенческая книга, которую следует прочесть каждому» (цит. по: Ж. Блон. Великий час океанов. Средиземное море.) Можно ли согласиться с подобным заявлением известного разведчика?

geklov: Кстати. Интересные у Британской империи были разведчики. Томас Эдвард Лоуренс (более известный как Лоуренс Аравийский) перевел на английский "Одиссею"Гомера. Ричард Френсис Бёртон перевел на ридну мову сказки цикла "Тысяча и одна ночь" и "Камасутру". Даниэль Дефо "Робинзона" настрочил. Ян Флеминг Бонда измыслил. Грэм Грин, Артур Рэнсом и Джон Ле Карре тож книжки пописывали. Такие вот любознательные и талантливые шпионы служат Британской короне

Admin: Многоуважаемый geklov пишет: Лоуренс Аравийский, который перевел «Одиссею» на английский язык, писал, что это «самая древняя приключенческая книга, которую следует прочесть каждому» (цит. по: Ж. Блон. Великий час океанов. Средиземное море.) Можно ли согласиться с подобным заявлением известного разведчика? Греки, как и Шекспир - квинтэссенция приключенческого жанра. Сюжеты, динамика, характеры! Рыцарская артуриана, а следом "Крузо" и "Гулливер" - ДА!, но еще скучновато. Повествовательная эпистолярщина угробила этот жанр, пока не появились Бальзак , Сю и, наконец, главный и наиболее яркий - Дюма с его рубленными диалогами. Вот кто поймал драйв и суть подачи материала, который оживляет, двигает сюжет - формула, которой многие приключенцы сейчас пользуются. Личные наблюдения. Имхо. В Англии у Диккенса тот же принцип наблюдается, но более размыто, без явного упора в диалог. Потом в Америке - стиль Хэмингуэя и особенно хард-бойлд! Не буду углубляться в эту мысль, т.к. на форуме у нас нет интересующихся этим направлением. Дюма с его экономией строк сделал революцию в литературе. Мне кажется об этом вообще мало говорят, высмеивая его "хитрость", придумку немногословного Гримо ради денег (плата за фельетоны построчно). Но эта "хитрость" здорово РАБОТАЕТ. Читать одно удовольствие, страницы листаются одна за другой как-бы сами собой, убыстряя, раскручивая интригу - ритм и драйв. Там где Скотт и Купер кладут тяжелые основательные мазки, легкое перо Дюма делает атмосферный штриховой набросок, он не дает нам времени "считать ворон", мы схватываем все на лету, прямая речь звучит как живая, события движутся, увлекают. Одна глава цепляется за другую. Что там дальше? "Мы попали в запендю" его истории. И это продолжается уже какое столетие! Дюма - гений. Он нащупал главное в прозе. Ловко перенес туда то что было главным в театре: ДИАЛОГ, ДЕЙСТВИЕ. До него превалировала эпистолярщина - описание. У него проза стала драматичной, ближе к театру, почти сценарий. Живая интрига, яркий "видеоряд"- хороший экшен без особых рассусоливаний и долгих описаний антуража места действия каждой комнаты (пока он был в паре с Маке). Это все стало в приключенческом, в первую очередь РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОМ, жанре главным. Опять же, имхо из имх.

geklov: Многоуважаемый Admin, СПАСИБО! Т. е. Даниель Дефо, Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Фредерик Марриет, Эдгар По - это своего рода всё предтечи всамомделешной литературы приключений? Настоящие 200%-ные приключенцы это уже Сю, Дюма, Верн, Майн Рид, Понсон дю Террай, Эмар, Стивенсон, Габорио, А. К. Дойл и иже с ними? Прямо как с классиками всесильного (потому что верного) учения Если верить Ильичу, то у марксизма было три источника и три же составные части (напоминать не буду, т. к. основная масса форумчан, как я понимаю, изучала сию работу Ленина либо в школе, либо в универе). Вот и у приключенческой литературы, как я погляжу, три источника: 1. Исторические романы сэра В. Скотта; 2. Индейские и маринисткие романы Д. Ф. Купера; 3. Детективы и НФ произведения Э. А. По. Ну, а три составные части нового вида литературы каковы? Драматургическое построение текста (живые диалоги), новая литературная форма - роман-фельетон (принцип попугая Кеши: На самом интересном месте ), и... больше экшна (минимум скучных описаний, даёшь драйв!)? Как-то так? Или я ошибаюсь?

geklov: Совсем забыл. В к. 18-нач. 19 вв. был также развит и такой романный жанр, как разбойничий роман. Все эти Шписы, Вульпиусы, Крамеры, Цшокке, Арнимы, Гауфы и прочие Эйнсворты Знать, тоже можно отнести к источникам литературы приключений?

Admin: Да, уважаемый коллега, примерно так. Главный предтеча приключенческого жанра (так считают многие) - Дефо с "Робинзоном Крузо". Купер, Скотт, Мариетт (скорее он главный в маринистике) - совершенно согласен, По - бесспорно. Настоящие приключения хлынули после 1840-х гг. Архитекторы жанра: Бальзак, Сю и особенно Дюма (благодаря живому диалогу), с их чувством интриги, яркой (и яростной) полифонии - чисто мои домыслы. Не читал об этом у кого-либо, просто мои измышления. Банальное ИМХО. Как здорово ляпнул как-то банальный острослов Жозеф Прюдом: "Это мое мнение и я полностью его разделяю". Уверен, будут и не согласные. "Ринальдо" Вульпиуса, "Ванька Каин" Комарова", "Руквуд" Эйнсворта и тп. - это, по большому счету, пока еще эпистолярщина. Конечно, можно и готический роман и плутовской зацепить. Гофмана, Радклиф, Лесажа! Предтеч много. Но греки - самые яркие, а Шекспир - самый показательный (и близкий к нам нынешним). Все думаю, зачем вообще об этом говорим? Форум на уровне: вот вам цитата, а вот еще. Люди мало рассуждают сами. Читают по-тихому. Зашел-почитал-вышел. Россия, ау! Выскажись, поделись, откройся. "Не дает ответа", - как говаривал Н.В.Г. Тоска на форуме.

geklov: Ну, Дефо ещё, поговаривают, и «Всеобщую историю грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» подкинул (если считать, что под ником Чарльз Джонсон скрывался автор "Робинзона"). А уж из сей книжицы под Весёлым Роджером да с черными парусами и все книжные корсары выплыли, пардон, вышли, ибо по морю не плавают, по нему ходят Йо-хо-хо да Алле Хагель!!! Сто китов и румпель в копчик!

geklov: А Купера я поставил немного выше Марриета лишь по той причине, что его "Лоцман" увидел свет раньше нежели книги британца. Хотя "Пират" Вальтера Скотта опередил на год и Купера Но. Согласен с Вами, Ф. Марриет - наиглавнейший маринист 1 пол. 19 века. "Моби Дик" ещё впереди...

Admin: geklov пишет: Ну, Дефо ещё, поговаривают, и «Всеобщую историю грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» подкинул (если считать, что под ником Чарльз Джонсон скрывался автор "Робинзона"). А уж из сей книжицы под Весёлым Роджером да с черными парусами и все книжные корсары выплыли, пардон, вышли, Основным источником Иппокрены в пиратской литературе считается А.О. Эксвемелин и его "Пираты Америки" (1678). Блад во многом вышел из его "шинели", как и другой редковспоминаемый шедевр - "Пираты Мексиканского залива" Висенте Рива Паласио.

geklov: Многоуважаемый Admin, СПАСИБО за справедливое и столь интересное уточнение (Сабатини и Паласио )! Признаюсь честно, мысль о том, что опираясь на «Всеобщую историю…» Джонсона-Дефо, сочинители романов, начиная с Вальтера Скотта (роман «Пират»), создали знакомый всем сегодня образ флибустьера, сочетающий как реальные, так и вымышленные черты с рядом непременных атрибутов и аксессуаров: чёрная повязка, бандана, зарытый на необитаемом острове клад, «Весёлый Роджер» и мн.-мн. др. принадлежит не мне. Её высказал А. К. Ефремов во введении к книге "История знаменитых морских разбойников XVIII века" A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates / — Москва: Эксмо, 2009. Грешен, не проверил, ссылку сразу не кинул. Мэа кульпа...

Admin: Библиотека Конгресса представляет: Первое издание книги Александра Оливье Эксквемелина "Пираты Америки" с картинками, следами пороха и слезами зеленого змия на страницах. Вдохните аромат эпохи через монитор (кликабельно, листабельно и карторазвертабельно). http://www.loc.gov/flash/pagebypage/buccaneers/bookBorder.html

geklov: Вот СПАСИБО!

ffzm: geklov пишет: Ну, Дефо ещё, поговаривают, и «Всеобщую историю грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» подкинул А еще у Дефо есть отличный пиратский-приключенческий роман "Приключения капитана Синглтона". Думаю Дефо можно заслуженно считать первым писателем-приключенцем. А его романы "Полковник Джек", "Роксана", "Молль Флендерс"- тоже приключения.

Admin: Это текст Джонсона, но это более сокращенный перевод, чем у "Эксмо" (у эксмошного тоже не все переведено, нет главы про Либерталию и про одного из выдуманных пиратов, но перевод "Эксмо" ценнее, чем "Азбучный"). Авторство Дефо так и не доказано. Это только версия, которую "Азбука" использовала для лучшей продаваемости (впрочем и на Западе под фамилией Дефо эту работу издавали). У Дефо еще есть небольшая книга "Король пиратов" (The King of Pirates, 1719) о капитане Генри Эвери. Этот пират чуть позднее послужит не только прототипом капитана Синглтона, но и сам эпизодически появится в романе (1720). Эвери посвящена одна из глав в "Истории пиратства" (1724) Джонсона и его-же ранняя пьеса "Пират-счастливчик" (1712). Эти данные являются одними из основных пунктов в версии Джонсон=Дефо, но точно доказать пока ничего не удалось, документов и пометок никаких, увы, не найдено. Есть критики, которые нашли серьезные противоречия и расхождения в материале Дефо и Джонсона. История темная, почти шекспировская. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8,_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8

geklov: По совету многоуважаемого Админа "посетил" Библиотеку Конгресса. Полистал книгу Александра Оливье Эксквемелина "Пираты Америки". Непередаваемые ощущения! Одни гравюры чего только стоят!!! А карта!!! Так и повеяло пиратской романтикой! Алле хагель! Йо-хо-хо!!! Спасибо, Владимир!

Admin:

geklov: Друзья, коллеги! Правомерно ли считать так называемый "ньюгейтский роман" одной из разновидностей авантюрной прозы? Или это всего лишь предтеча настоящей литературы приключений? Заранее спасибо!

Admin: geklov пишет: "ньюгейтский роман" одной из разновидностей авантюрной прозы? Или это всего лишь предтеча настоящей литературы приключений? А как Вы отделяете "авантюрную прозу" от "настоящей литературы приключений"? "Робинзон Крузо" и "Молль Флендерс" это что? "Авантюрные романы" и "Приключенческие"?

Admin: Ньюгейтские романы появились в Англии в 1820-х годах ("Ричмонд, или Ищейки с Боу-стрит", "Пол Клиффорд", "Руквуд"). Проще говоря их можно назвать "Разбойничьими романами" (в случае с "Ричмондом" - это один из первых романов о работе полиции). Авантюрные они или приключенческие? Разве это не синонимы по сути? Как Вы считаете? Как и готические романы в русле романтизма, это первые ласточки, предтечи. Это первые сенсационные и уголовные романы. Из них выкристаллизовался детективный жанр. Цитата: "Оливер Твист" был первоначально задуман как уголовно-детективный роман. В английской литературе тех лет был очень моден так называемый "ньюгейтский" роман, названный так по лондонской уголовной тюрьме Ньюгейт. Эта тюрьма описана в романе — в ней проводит свои последние дни Феджин. В "ньюгейтском" романе обязательно описывались уголовные преступления, щекочущие нервы читателя, плелась детективная интрига, в которой пересекались пути низов общества, обитателей лондонского дна, и самых верхов — аристократов с безупречной репутацией, которые на самом деле оказывались вдохновителями самых чудовищных преступлений. Сенсационный "ньюгейтский" роман своей поэтикой намеренных контрастов, очевидно, многим обязан романтической литературе, и, таким образом, в раннем творчестве Диккенса обнаруживается та же мера преемственности по отношению к романтизму, которую мы отмечали для "Шагреневой кожи", раннего романа Бальзака. Однако при этом Диккенс выступает против свойственной "ньюгейтскому" роману идеализации преступления, против обаяния байронических героев, проникших в уголовный мир. Авторское предисловие к роману свидетельствует о том, что главными для Диккенса как викторианского романиста были разоблачение и наказание порока и служение общественной морали. http://www.licey.net/lit/foreign/dikkens

geklov: Многоуважаемый Владимир, полностью с Вами солидарен. СПАСИБО! Просто я не так давно боле внимательно и вдумчиво перечитал статью "ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" в Википедии. И мне показалось, что в статье имеются некоторые нестыковки. Приключенческий роман (также авантюрный роман, от фр. aventure) — жанр романа, сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы, которую отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы — не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя. Предшественниками авантюрного романа XIX века были романы плутовские, готические и исторические (Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Виктор Гюго). Заметный вклад в становление жанра внесли такие мастера неоромантической прозы, как Александр Дюма во Франции и Р. Л. Стивенсон в Великобритании. На первых порах различались романы историко-приключенческие («Три мушкетёра», «Королева Марго») и социально-приключенческие, из современной жизни («Граф Монте-Кристо», «Парижские тайны»). Конец XIX и начало XX века — «золотой век» приключенческого жанра, который к этому времени распался на несколько подвидов: Колониальные романы Дж. Конрада («Лорд Джим», «Сердце тьмы»), Р. Хаггарда (книги про Аллана Квотермейна), П. Лоти, Л. Буссенара, Л. Жаколио, П. Бенуа и др. Книги о поисках сокровищ («Золотой жук» Эдгара По, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Копи царя Соломона»). Морской роман Г. Мелвилла и Ф. Марриета. Романы о пиратах («Остров сокровищ», «Одиссея капитана Блада», «Пираты Мексиканского залива»). Робинзонада — истории о необитаемых островах («Коралловый остров») и о «детях джунглей» (Маугли, Тарзан). Романы плаща и шпаги — сюжеты из европейской истории XVI—XVIII вв. («Капитан Фракасс» Теофиля Готье, «Алый Первоцвет» Эммы Орци, цикл романов о шевалье де Пардайане). Руританские романы, действие которых происходит в современных, но вымышленных странах Центральной Европы («Принц Отто» Стивенсона, «Пленник Зенды» Э. Хоупа) Романы про индейцев (Т. М. Рид, Г. Эмар и др.) Книги про животных (Дж. Лондон, Дж. О. Кервуд, Р. Киплинг). Уголовно-сенсационные романы на темы убийств, адюльтера, подмены детей и т. п. («Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса, «Лунный камень» У. Коллинза). Бульварные романы (продукция Ксавье де Монтепена и Гастона Леру, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского). Романы о гениальных преступниках (Арсен Люпен, Фантомас, Фу Манчу). Шпионские романы («Ким» Р. Киплинга, «39 ступеней» Дж. Бакена, позднее — романы Я. Флеминга о Джеймсе Бонде). Оккультные романы Жорж Санд, Теофиля Готье и Бульвер-Литтона; мистикой также пропитаны многие романы ужасов (Брэм Стокер). Один из самых популярных авторов, писавших в авантюрном жанре, Жюль Верн, заложил основы научной фантастики, хотя создал и немало традиционных приключенческих романов («Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта»). Один из зачинателей детективного жанра, Артур Конан Дойль, также писал приключенческие рассказы о похождениях бригадира Жерара в годы Наполеоновских войн. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%EA%EB%FE%F7%E5%ED%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EB%E8%F2%E5%F0%E0%F2%F3%F0%E0 Вот я и не пойму: Дефо, Свифт, Филдинг не упомянуты вообще. Вроде как и не предшественники, не приключенцы. (Говоря о Робинзонадах автор статьи вспоминает роман "Коралловый остров" Роберта Баллантайна, а о романе Дефо молчит). Индейские романы Купера вроде как и не при чем? Купер вместе с Гюго и Скоттом записан в предтечи, как автор исторических романов. О разбойничьих романах к. 18 - н. 19 вв. тоже молчок. Марриет жил и работал не совсем в "кон. XIX - нач. XX века", но вместе с Малвеллом отнесен к "золотому веку "приключенческой литературы. (Да и Э. А. По - не совсем конец 19 века) Бульвер-Литтон отнесен к авторам оккультных романов (и это справедливо). А о том, что он является одним из зачинателем "ньютейгетского" романа ни слова. Да и вообще ничего не сказано об английском "ньюгейтском" романе. А ведь его вместе с французским романом-фельетоном и американским «десятицентовым романом» называют предшественником пинкертоновских выпусков. Вот я и решил разобраться, каково истинное место "ньюгейтского" романа. А то из статьи в Википедии не всё понятно.

Admin: Вероятно, составители "немножечко" запутались в потоках информации из интернета. Сложно объять необъятное. Да еще без проверки или по памяти. Но в целом - неплохо. Фу Манчу, 39 ступенек, Пардайян, Пираты Мексиканского залива. Не особо часто встретишь эти названия и имена у наших исследователей. Заинтересовало, как Вы отделяете "авантюрную прозу" от "настоящей литературы приключений"? В цитируемой Вами статье это синонимы. цитата: Приключенческий роман (также авантюрный роман, от фр. aventure)

Admin: Предшественниками авантюрного романа XIX века были романы плутовские, готические и исторические (Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Виктор Гюго). Забавно, кто из указанных в скобках авторов писал плутовские романы? Про готические тоже любопытно. С натяжкой Вальтер Скотт подойдет. Несколько страшных рассказов у него имеется. Или у него еще и совершенно готические романы были? Или это Купер яркий представитель готики?

Admin: А! Видимо, все трое исторические писатели. Теперь понял.

geklov: Многоуважаемый Admin пишет: Заинтересовало, как Вы отделяете "авантюрную прозу" от "настоящей литературы приключений" Я их, в принципе, не различаю и не отделяю одну от другой. Целиком моя фраза звучала так: Правомерно ли считать так называемый "ньюгейтский роман" одной из разновидностей авантюрной прозы? Или это всего лишь предтеча настоящей литературы приключений? Т. е. я вопрошал: следует ли относить именно "ньюгейтский роман" к приключенческой литературе (если под приключенческой литературой понимать не отдельный жанр, а большой жанр, жанр жанров, совокупность жанров, метажанр, эдакую наджанровую категорию, включающую в себя всё разнообразие литературных жанров, объединенных одной общей чертой - большой функциональной ролью приключения в построении сюжета), или это самостоятельный жанр-предтеча, типа готического или плутовского романа (т. е. таких жанров, где элемент авантюрности весьма велик, но говорить о том, что это уже 200%-ная литература приключений все-таки рановато). Т.е. я все-таки отделяю приключенческую литературу, зародившуюся в сер. 19 века на ниве романтизма, от жанров-предтеч, где элемент авантюрности уже был представлен довольно-таки мощно (древние эпические поэмы, греческие романы, рыцарские романы, плутовские романы, готические романы). По-моему, 200%-ная ПЛ обладает следующими характерными чертами: 1.Невероятная стремительность в развитии описываемых событий. 2.Быстрая изменчивость и острота сюжетных коллизий. 3.Преобладание мотивов тайны, загадок, поиска, а также похищения и преследования. 4. Для авантюрных романов зачастую присуще резкое деление персонажей на героев и злодеев. 5. Во главу угла в приключенческом произведении ставится - не столько описание действительности, сколько развлечение читателя. Девиз ПЛ: Отвлекать, увлекать, развлекать. Действие (столь модный в современном кинематографе и компьютерных играх термин «action») в приоритете по отношению к глубокому психологическому анализу. Вот что я действительно различаю, так это понятия "приключение" и "авантюра". Вослед за уважаемым Геннадием под приключением я понимаю событие-интригу, основой которой служит опасное предприятие, связанное, как правило, с риском для жизни. Приключением может быть дерзкий подвиг (например, завтрак мушкетёров под пулями в бастионе Сен-Жерве), увлекательнейшее путешествие (плавание профессора Аронакса на борту «Наутилуса»), неожиданное происшествие (заключение Эдмона Дантеса в замок Иф по ложному доносу), опасное деяние (охота на собаку Баскервилей), главнейшее свершение всей жизни (открытие Северного полюса капитаном Гаттерасом). Под авантюрой же я понимаю рискованное и в то же самое время сомнительное по своей честности дело, предпринятое в надежде на случайный успех. Лично для меня, плавание Хейердала на «Кон-Тики» во имя торжества науки (при всей безрассудности этого предприятия) - приключение, а даже самая продуманная и тщательно подготовленная экспедиция конкистадоров вглубь амазонской сельвы за золотом инков – авантюра. Мне вообще не совсем по нутру иноземное словечко «авантюрист». Веет от него чем-то низким, алчным, подлым. Совсем другое дело русское слово «приключенец»! Вкусное, смачное, сочное. И главное – ёмкое! Так вот. По-моему, Хейердал, Миклухо-Маклай, Ливингстон, Амундсен – настоящие приключенцы, а вот Кортес, Писарро, Генри Морган, его тёзка Стэнли - чистой воды авантюристы. Хотя и про первых, и про вторых пишут увлекательные приключенческие книги… Про вторых, наверное, даже больше . И ещё. Хоть я согласен, что как таковая авантюрная проза родилась в 40-х гг. 19 века, лично для меня, поистине знаковыми являются романы английских авторов восемнадцатого столетия. И в первую очередь здесь следует выделить Дефо с его «Робинзоном Крузо», Свифта с тетралогией о похождениях Гулливера и Филдинга с «Историей Тома Джонса, найденыша»… Да и начало 19 века радует. Например, индейские романы Купера вкупе с морскими романами Марриета язык не поворачивается назвать неприключенческими. Хотя до Сулье-Сю-Дюма ещё далековато. Разбойничьи романы к. 18 - н. 19 в. ну чем не авантюрные романы? Да и в предтечи "ньюгейтского" романа их зачастую записывают. Вот я и спрашиваю людей помудрей, "ньюгетский" роман - малый жанр в составе жанра большого, эдакого жанра жанров (типа, как морской роман, пиратский роман, вестерн, историко-приключенческий роман, военно-приключенческий роман, уголовный роман и т. д. в составе ПЛ вцелом), или все-таки это отдельное, хоть и родственное авантюрной прозе явление? Эх, наверное я немного сумбурно всё объяснил...

Admin: Теперь понятно. Только мы уже все эти аспекты приключенческого жанра не раз обсудили. И здесь, и в русском пл, и во французском романе, и в теме о Лунце.

Admin: geklov пишет: "ньюгетский" роман - малый жанр в составе жанра большого, эдакого жанра жанров (типа, как морской роман, пиратский роман, вестерн, историко-приключенческий роман, военно-приключенческий роман, уголовный роман и т. д. в составе ПЛ вцелом), или все-таки это отдельное, хоть и родственное авантюрной прозе явление? Про ньюгейтские романы неужели не понятно из цитаты про Твиста выше? НР - это просто английский синоним разбойничьего романа, закрепившийся и гулявший одно время - в начале XIX в. - только в Англии, как, например "Пинкертоновщина" (истории про сыщиков) в начале XX в. - термин, гулявший в России. Название происходит от "Ньюгейтского календаря" - литературных альманахов, в которых описывались биографии известных английских преступников и разные шумные уголовные дела. Во Франции под этим названием могли бы выходить например романы о Картуше, Мандрене, Видоке, собрание знаменитых уголовных процессов Питаваля или Дюма, в России "Ванька Каин" или "Разбойник Чуркин". Ньюгейтский роман вполне входит в состав ПЛ на стадии формирования жанра детектива (как например "Робинзон", которого никто не отменял в качестве одной из первых ласточек ПР, это практически любой справочник Вам скажет).



полная версия страницы