Форум » ГОСТИНАЯ » Приключенческая литература - что это? » Ответить

Приключенческая литература - что это?

Admin: Приключенческая литература - что это? Пытаемся разобраться. Виды, направления, жанры, поджанры, атрибуты, симптомы, диагнозы, последствия... Цитируем, но без фанатизма. Как говорится, "не пишите слишком длинных писем, у чекистов устают глаза". Старайтесь выделять из филологических опусов самые ИНТЕРЕСНЫЕ пассажи. Язык ученых далек от общечеловеческого. ------------------------- Часть постов перемещена из темы "Русский приключенческий роман" Gennady поднял вопрос: Коллеги, давайте раберемся. Что есть литература приключенческая? Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#073 Geklov подхватил: Весьма интересный вопрос. А и вправду: ЧТО СЧИТАТЬ ЛИТЕРАТУРОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ? Лично мне импонирует точка зрения А. З. Вулиса. Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#078 "Продолжаем разговор!" (С) Карлсон, кжнк.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

1.66: Вооруженные столкновения между Россией и Францией в 1798-1800, 1805-1807 и 1812-1814 годов были частью противостояния между Францией и остальной Европой (хотя отдельные европейские государства периодически были сюзниками и Франции) в 1792-1815 годах. При этом и в годы между указанными военными конфликтами между Россией и Францией шла активная политическая борьба, включавшая в т.ч. разведывательные и контрразведывательные операции. Русской историко-приключенческой литературы по данной тематике много: навскидку называю "Рославлев, иди Русские в 1812 году" Михаила Загоскина, "Сожженая Москва" Григория Данилевского, "Двенадцатый год" Даниила Мордовцева, "России верные сыны" Льва Никулина (между прочим "Сталинская премия" 1951г!", "Каждому свое" Валентина Пикуля, а из наиболее современных "Шпион Его Величества" Ефима Курганова. Вот к примеру какой эпиграф-аннотацию дает сам Курганов к своему роману Все, без исключения, персонажи — вплоть до самых эпизодических, — фигурирующие в настоящем повествовании, — реальные исторические лица. Практически все описанные события имели место, а если не имели, то вполне могли бы его иметь. Это — книга-реконструкция. Я попробовал, в меру своих возможностей, представить, каким мог бы быть профессиональный дневник шефа русской разведки в 1812 году. Содержание этого гипотетического дневника восстановлено строго по источникам. К примеру, при желании какой шпионский роман (серию романов) можно написать допустим по материалам следующей статьи: Историки сходятся во мнении, что причинами Отечественной войны 1812 года стали отказ de facto России поддержать континентальную блокаду Англии, в которой Наполеон видел свое главное оружие против островной державы, а также нежелание Александра I мириться с политикой Франции в отношении европейских государств, проводимой без учета интересов России. Наполеон, в частности, стремился восстановить Польское государство с включением в его состав земель Литвы, Белоруссии и Украины и отказывался вывести свои войска из Пруссии, где они были размещены в нарушение Тильзитского договора, на чем настаивала Россия. Как известно, после поражения русских войск в битве под Фридландом в июне 1807 года Александр I заключил с Наполеоном Тильзитский мир, согласно которому обязался присоединиться к континентальной блокаде Англии. По соглашению с французским императором Россия в 1808 году отторгла у Швеции Финляндию и сделала ряд других территориальных приобретений, а Наполеону развязала руки для покорения всей Европы, за исключением Англии и Испании. Несмотря на это, Наполеон сразу после заключения Тильзитского мира стал вынашивать идею о войне с Россией. Первым, кто сообщил об этом Александру I, был министр иностранных дел Франции Талейран (вскоре смещенный со своего поста), желавший получить хороший куш от российского самодержца, да и вообще готовый ради денег продать кого угодно. После неудачной попытки жениться на российской великой княжне Наполеон в 1810 году женился на Марии-Луизе Австрийской, дочери австрийского императора Франца, упрочив себе таким образом тыл и создав в Европе точку опоры. Вслед за этим началась активная подготовка к войне с Россией. По указанию Наполеона французское военное министерство принялось формировать новые воинские контингенты, войска скрытно концентрировались на подступах к будущему театру военных действий, организовывался новый комплекс тыловых учреждений, строились и укреплялись крепости за Одером, велся дипломатический зондаж по сколачиванию антироссийского блока. Одновременно в первые месяцы 1810 года обозначилась повышенная активность французских разведывательных служб. КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЛИ Наполеоновская разведка обладала немалым опытом добывания военно-политической информации, на ее счету были успешные операции в Италии, Германии и Австрии. При всем том деятельность разведки оставалась в тени, ибо ее затмевали военные победы французского оружия, хотя почва для них в определенной мере была обусловлена достижениями разведчиков. Все дела разведки находились под личным контролем Наполеона, именно к нему стекалась вся информация. Непосредственным помощником императора в руководстве разведкой в делах российских выступали министр иностранных дел Маре и командующий Эльбским корпусом в Северной Германии маршал Даву. В штаб-квартиру маршала в Гамбурге поступала информация о русской армии, полученная из войск, а в Париж к министру – сведения от французских дипломатов и секретных агентов. К первым месяцам 1810 года можно отнести и начало тайной войны против России, когда французская разведка стала действовать одновременно по многим направлениям, уделяя главное внимание агентурной работе. Агентура проникала в Россию под видом путешественников, торговцев, артистов, монахов и русских отставных офицеров. Активно использовались жившие в стране французы и другие иностранцы – гувернеры, врачи, преподаватели и прислуга местной аристократии. Под руководством Парижа действовали и разведки государств, входившие в орбиту французского влияния. Из них наибольшую активность проявляла разведка Великого Герцогства Варшавского. Группа из трех польских агентов в 1811 году посетила Вологду, Архангельск и другие города русского Севера. Их интересовали военные укрепления, переправы через водные преграды, а также мнение местных крестьян о Наполеоне. Поразительную осведомленность о тогдашних делах российских проявлял австрийский посол. Не отставало от него и посольство Пруссии в Петербурге, которое также имело своих платных информаторов. Центром, руководившим проведением тайной войны в России, и одним из основных поставщиков информации о стране и ее армии являлось французское посольство в Петербурге. Через дипломатов переправлялись во Францию и сведения, добытые наполеоновской агентурой внутри страны. На эти нужды, включая подкуп иностранцев, МИД Франции ежегодно получал из казны от 3 до 5 млн. франков – астрономическая сумма по тем временам. До апреля 1812 года львиная доля этой суммы направлялась французским дипломатам, аккредитованным в России, так как Наполеон требовал, чтобы посольство в Петербурге ежемесячно присылало «обозрение» русских вооруженных сил. Первый посол Наполеона в России генерал Савари стал впоследствии министром полиции, сменив на этом посту знаменитого Жозефа Фуше. Двое последующих – Коленкур и Лористон – также были не только дипломатами, но и генералами, и каждый в свое время стал главным резидентом французской разведки в русской столице. Коленкур не справился со своими обязанностями дипломата-разведчика и вскоре был отозван из России. Во время аудиенции Наполеон жестко попенял ему, подчеркнув, что французские генералы, даже находясь в Париже, о положении в России осведомлены много лучше, чем дипломаты, наблюдающие страну вблизи, буквально из окон посольства в Петербурге. Действительно, маркиз Коленкур, французский аристократ в десятом колене, в глубине души презиравший шпионаж, который он называл «подлым ремеслом», не мог похвастаться успехами на ниве тайной войны. РУССКИЙ ОТВЕТ ФРАНЦУЗАМ Столь бурная деятельность французов и иже с ними не могла остаться безнаказанной. В период 1810–1812 годов на территории Российской империи отечественными спецслужбами были задержаны 39 иностранных шпионов. Однако Комитету охранения общей безопасности и Министерству полиции становилось все труднее обнаруживать вражеских лазутчиков. Поэтому в сложившейся ситуации решено было создать в России специализированный орган военной разведки и контрразведки. Новое учреждение получило название Особая канцелярия при военном министре. Это был первый орган военной разведки в России. Тогда же, в 1810 году, был учрежден Институт военных агентов, в его состав вошли опытные полицейские чины, офицеры, имеющие опыт ведения боевых действий, сотрудники таможни и других силовых структур. В 1810 году по указанию военного министра России Барклая-де-Толли за границу в российские посольства были направлены постоянные военные представители (военные агенты). Основной их задачей являлось ведение разведывательно-агентурной работы. Для ведения стратегической разведки во Франции и в странах Европы, подвластных Наполеону, были отобраны семь военных агентов из знатных дворянских семей: Александр Чернышев, Григорий Орлов, Павел Брозин (направлены во Францию), Павел Граббе (направлен в столицу Баварии Мюнхен), Виктор Прендель (отбыл в Дрезден – столицу Саксонии), Федор Тейль фон Сераскеркен (убыл в Вену), Роман Ренни (действовал в Берлине). Каждый из этой «великолепной семерки» получил задание добыть информацию о планах Наполеона, о его войсках и их концентрации на границах с Россией, а также составить аналитические обзоры о военно-экономическом потенциале Франции и ее сателлитов. К началу 1812 года все семеро составили подробную карту дислокации французских войск, указали точную их численность – 450 тысяч человек, с которыми Наполеон перейдет российскую границу. На основании их донесений Особой канцелярией был составлен секретный меморандум, который затем был доложен Барклаю-де-Толли. В нем, в частности, указывалось: «Уклонение от генеральных сражений, партизанская война летучими отрядами, особенно в тылу операционной неприятельской линии, недопущение до фуражировки и решительность в продолжении войны – суть меры для Наполеона новые, для французов утомительные и союзникам их неприемлемые». Информация агентов русской военной разведки легла в основу тактики и стратегии ведения войны, которых сначала придерживался Барклай-де-Толли, а затем и Кутузов. ДЕЛО РОТМИСТРА САВАНА Одним из самых впечатляющих эпизодов противостояния французской разведки и русских контрразведчиков является «дело ротмистра Савана». Отставной ротмистр Русской армии Давид Саван с 1810 года проживал в Великом Герцогстве Варшавском – вассальном государстве Наполеона. Будучи небогатым и крайне стесненным в средствах, он решил устроиться учителем, но всюду, куда бы ни обращался, получал категоричный отказ. Эти трудности были искусственно созданы военной разведкой герцогства, считавшей кандидатуру Савана наиболее приемлемой для вербовки и последующей работы в России в качестве секретного агента. Продержав некоторое время Савана на «голодном пайке», на него вышел сам начальник Генерального штаба и руководитель разведки герцогства генерал Фишер. В ходе вербовочной беседы он пообещал ротмистру благоденствие его семье при условии выполнения им разведывательных поручений. В начале 1811 года Саван, получив секретное задание и деньги для его выполнения, прибыл в Вильно. Будучи русским патриотом, он сразу обратился к командованию российских войск и сообщил о своей миссии. Убыточно было упустить такой шанс, и по приказу Барклая-де-Толли контрразведчики из Особой канцелярии затеяли с французами оперативную игру. В Варшаву Саван отправился уже как русский агент и доставил Фишеру интересующие его сведения. Они мастерски были подготовлены в штабе 1-й русской армии, в них дезинформация искусно переплеталась с фактическими данными. Надо сказать, что сведения, поступавшие к французам от агентуры, действовавшей в России, были крайне скудны и противоречивы и нередко были пересказом слухов и небылиц. Французские генералы не доверяли источникам. На этом фоне доставленные ротмистром сведения выглядели весьма ценными и достоверными. Как следствие, новоявленный французский «шпион» получил повышение и был переведен в ведомство барона Биньона, руководителя секретной службы передового базирования наполеоновских войск. Здесь Саван одной рукой верстал планы обучения французских секретных агентов, подготовленных к засылке в Россию, а другой составлял шифровки, в которых сообщал о них контрразведчикам из Особой канцелярии. Нетрудно догадаться, каков был конец выданных лазутчиков. Через Савана, пользовавшегося безусловным доверием Биньона, русским контрразведчикам удалось прогнать огромный объем дезы о количестве и качественном составе Русской армии, о планах ее командования. Но главная заслуга этого канала состояла в том, что с его помощью удалось ввести в заблуждение даже самого гения войны – Наполеона. А было это так. В марте 1812 года «великолепная семерка» агентов Особой канцелярии донесла, что главной целью Наполеона является разгром русских армий превосходящими силами в самом начале кампании. Вслед за этим в дело вступил Саван, вернее, тот канал дезинформации, который он олицетворял. Ротмистр срочно вызвал на связь своего оператора – Биньона – и в ходе явки вручил ему «особо ценные» сведения о том, что Барклай-де-Толли намерен дать генеральное сражение еще в пограничной полосе. Каково же было изумление Наполеона, перешедшее затем в тревогу, когда на всем протяжении от Немана до Двины он не встретил ни одной русской воинской части! Французский император понял, что блестяще задуманное им начало, которое должно было превратиться в мгновенный разгром России, отодвигается на неопределенное время. И действительно, Наполеон с каждым шагом Великой армии по русской земле из-за растянутости коммуникаций вынужден был оставлять многочисленные гарнизоны в занятых городах, поэтому ему не удавалось собрать в кулак в одном месте достаточное количество солдат для генерального сражения. Что касается дальнейшей судьбы Давида Савана, то с возникновением угрозы его жизни со стороны наймитов Биньона, который уже не сомневался в его принадлежности к русской контрразведке, Барклай-де-Толли распорядился 3 июля 1812 года отправить Савана в глубокий тыл – в Казань. Ему было выделено ежегодное содержание 1000 руб. ассигнациями, а его сыновья приняты студентами в местный университет. Разумеется, «делом ротмистра Савана» не ограничивалась деятельность русской контрразведки в 1812 году. Еще перед войной была обезврежена шпионская группа в Бресте, несколько французских лазутчиков и их связные были отданы под суд и казнены на Украине. С началом военных действий был ликвидирован ряд наполеоновских агентов в Риге, Санкт-Петербурге, Смоленске и в главной квартире Русской армии. Широко проводилась контрразведывательная работа и во время заграничных походов Русской армии 1813–1814 годов.

geklov: Ну хоть кто-то меня поддержал! 1.66, СПАСИБО! Вы как всегда правы. КАКАЯ ЭПОХА! КАКИЕ ТИПАЖИ!!! КАКИЕ СЮЖЕТЫ!!!!! Ау! Где вы, русские Корнуэллы??!! А ведь двухстолетнюю годовщину в прошлом году справляли... А получили лишь типа историко-приключенческую киношку "1812: Уланская баллада"... Обсуждения фильмов выходят за рамки нашего форума, посему умолкаю

1.66: В своем предыдущием посте совсем забыл упомянуть Марка Алданова и его тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925), «Заговор» (1927), «Святая Елена, маленький остров» (1921) - вот Вам и русский цикл произведений на обозначенную тему.


ffzm: geklov пишет: Ау! Где вы русские Корнуэллы??!! Есть русские писатели писавшие военные эпопеи, вот например Сергеев-Ценский написал две такие многотомные эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России". А Н.Задорнов написал два цикла романов об освоении Дальнего Востока, вот только можно ли их назвать приключенческими.

1.66: У Даниила Лукича Мордовцева есть цикл историко-приключенческих романов о завоевании Россией различных регионов Закавказья в первом тридцатилетии XIX века - "Царь без царства", "Прометеево потомство", "Железом и кровью". Их можно назвать приключенческими романами о колониальных войнах.

geklov: Читал. И папу юмориста Михаила Задорного, Николая Павловича, и Сергеева-Ценского. Замечательные авторы. Но. Как я уже писал, эти авторы скорее уж историки-реалисты, нежели историки-приключенцы. К историкам-реалистам я отношу Бородина, Балашова, Тынянова, Новикова-Прибоя, Степанова, Шишкова, Федорова, Германа. К историкам-приключенцам - В. Малика, Р. Святополка-Мирского, Брусникина, Соротокину. Ведь есть же некая разница между "Пармской обителью" Стендаля, "Саламбо" Флобера, "93-м годом" Гюго и "Тремя мушкетерами" Дюма...

ffzm: geklov пишет: эти авторы скорее уж историки-реалисты, нежели историки-приключенцы. geklov пишет: Ведь есть же некая разница между "Пармской обителью" Стендаля, "Саламбо" Флобера, "93-м годом" Гюго и "Тремя мушкетерами" Дюма... Полностью согласен.

geklov: Для примера. Для понятности. В русской литературе много книг о войне 1812 года. Возьмём только две: 1. Л. Н. Толстой "Война и мир". 2. О. Крыжановский, К. Жемер "Висельник и колесница". И там, и там война с Наполеоном, но... Как говорилось в старинной телерекламе: ПОЧУСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ! Какую из двух книг без экивоков можно назвать историко-приключенческим произведением? Или. Вторая книга хитроумного акунинского "Квеста"? Тоже 1812 год. Как и у Толстого. Но всё-таки немного иначе Приключений всё-таки поболе. Как писал А. Цейтлин: налицо "большая функциональная роль приключения".

geklov: Опоздал я с примерами... Спасибо, ffzm

geklov: Вот мы и вернулись к нашей теме Где грань между просто историческим романом и историко-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИМ романом? Между просто сюжетной и остросюжетной литературой? Что именно называть ЛИТЕРАТУРОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ? Повторю свою точку зрения (ну, не совсем и мою, если уж предельно честно ): Там, где мы имеем дело с большой функциональной (сюжетообразующей) ролью приключения, там, скорее всего, мы и имеем дело с ПЛ.

Антон: 1.66 пишет: Вооруженные столкновения между Россией и Францией в 1798-1800, 1805-1807 и 1812-1814 годов были частью противостояния между Францией и остальной Европой (хотя отдельные европейские государства периодически были сюзниками и Франции) в 1792-1815 годах. Вот именно. "Столкновения". Окромя 1812 - всё остальное - экспедиционный корпус. Из разных частей!!! Понимаете? Ну перешёл Суворов через Альпы, потеряв половину л/с и что? У англичан же - поле битвы весь мир. Базы англичан, французов и их союзников разбросаны по всему миру. Гоняйся хочешь на кораблях, хочешь пешком... При том у той же Англии пехоты не сказать чтоб шибко много было. Одни и те же полки успевали повоевать по всем направлениям - Шарп его корнуэльским! Кстати, у французов, КМК, таких саг нет - пехоты было МНОГО, понимаете? И полк как воевал в Дании, так и воевал в Дании всю дорогу. Да, вспомнил, есть у нас одна замеательная военно-приключенческая сага - это Семёновский Штирлиц. Тут есть всё. В том числе - профессиональный военный рост, прежде всего. "Да, думаю товарищ Штирлиц достоин звания штандартенфюрера!" Эпоха - от 1918 до 60-х. Участие во всех горячих точках.

geklov: Многоуважаемый Антон перекинул мостик в советскую эпоху. Виват Владимирову-Исаеву-Штирлицу!!! Ну, тогда уж и Кирилла Мазура не грех будет вспомнить. Как-никак от лейтенанта до контр-адмирала человек дослужился. Ну, и все остальные характерные черты жанра налицо. Чем не приключенческая сага (с примесью боевика)? Или боевик, с примесью приключений? А. А. Бушков "Пиранья" (цикл о боевом пловце К. Мазуре) (эпоха от к. 70-х гг. 20 в. до наших славных 2000-х) 1. Пиранья. Черное солнце (2012) 2. Пиранья. Белая гвардия (2012) 3.Пиранья: Первый бросок (1999) 4. Пиранья. Звезда на волнах (2002) 5. Пиранья. Жизнь длиннее смерти (2003) 6. Пиранья. Флибустьерские волны (2004) 7. Пиранья. Озорные призраки (2005) 8. Охота на пиранью (1996) 9. След Пираньи (1996) 10. Крючок для пираньи (1998) 11. Возвращение пираньи (1998) 12. Пиранья против воров (2001) 13. Пиранья против воров-2 (2002) 14. Пиранья. Охота на олигарха (2006) 15. Алмазный спецназ (2006) 16. Пиранья. Война олигархов (2007) - Пиранья. Кодекс одиночки (2007) - Пиранья. Кодекс наемника (2007) Книги расположены не в порядке написания, а в хронологическом порядке описываемых в них событиях. Так скать, путь от лейтенанта до контр-адмирала

geklov: А об эопохе наполеоновских войн есть зело увлекательная книга Ю. А. Никитина "Золотая шпага" (Шпага Александра Засядько) 1979 г. В духе А. Дюма. Но... не сериал. А. Д. Засядко - реальный человек, русский артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%F1%FF%E4%EA%EE,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7

1.66: А куда по Вашему мнению девались русско-иранская война 1804-1813гг, русско-турецкая война 1806-1812гг, русско-шведская война 1808-1809г, русско-английская война 1807-1812гг, не говоря уж о хронической войне на Северном Кавказе и Закавказье? Россия просто и воевала теми силами, которые необходимо было выставить в данное время и в данном конкретном месте. Англичане ведь и до Пиринейской войны неоднократно жестко садились в лужу при проведении десантных операций - Фландрия (1793-1794гг) Тулон (1793г), Киберон (1795г), Голландия (совместно с нами)(1799г), остров Вальхерен (1809г). Про последнюю операцию рекомендую прочитать соответствующую статью из Военной энциклопедии Сытина, которая есть на Яндексе (статья называется Вальчернская экспедиция). Сидеть на болотах в течении нескольких месяцев, ничего не делая, кроме как наблюдая как собственная армия вымирает от лихорадки и как французы усиливают свою армию и тоже ничего не делают, надо уметь. Англичане понесли от болезней такие потери, которые можно сравнить с потерями в крупном полевом сражении, а французы не потеряли ничего. Все остальные операции в ходе тех войн (кроме Пиринейской войны, где все таки основную силу (по численности) войск антифранцузской коалиции составляли все таки испанцы) можно назвать захватом Велтикобританией французских, а также голландских колоний, в то время как европейские державы схватились с Францией. Так, что все коалиционные войны Великобритания вела силами экспедиционных корпусов, причем иногда и несобственных. После Киберона премьер-министр Уильям Питт-младший сказал в парламенте, что ни одной капли английской крови не было пролито, на что депутат парламента Шеридан ответил, что зато честь струится из всех пор (Ну это связано с тем, что десантный корпус англичан состоял из полков французских эмигрантов на английской службе, которых в плен попало столько, что республиканцы, насколько мне известно единственный случай, вынуждены были отказаться от гильотины, при проведении массовых казней государственных изменников, а именно так расценивались эмигранты, воевашие против республики - их просто по-солдатски расстреляли, всего около 600 человек.). Вообще гордиться тем, что война на отдаленном театре военных действий (Пиренейский полуостров во всех общеевропейских войнах им был) шла шесть лет, оснований нет. Причем французы не сосредотачивали там большинства своей армии, а при возникновении трудностей на других военных театрах, забирали силы с Пиренеев (в 1809, 1812, 1813гг). Так, что бы если бы русская армия, то пришлось бы Шарпу, как часто бывало в ходе коалиционных войн, в т.ч. на Пиринейском полуострове, грузиться на корабль и плыть на родину. Кстати, обратите внимание, что Шарп не участвовал в англо-американской войне 1812-1815гг, такой книги у Корнуэлла просто нет. А все дело в том, что в 1814-1815гг, британские части из Испании (ветераны Веллингтона) были как раз направлены для участия в десантных операциях на территории США. Вашингтон они взяли без боя и сожгли, а от Балтимора их отбили. При Новом Орлеане, британцы понесли такие потери (ветераны Испанской войны атаковали укрепления американцев сомкнутом строю, (а где же Шарп?), американские ополченцы - охотники спокойно рассреливали их), что для учатия в компании 1815г Веллингтону пришлось формировать свои войска заново. Вообще, считаю, что вся серия о Шарпе - это поднятие духа англичан и оправдания шестилетней войны на клочке земли. Прошу прощения за отступления от темы.

Антон: 1.66 пишет: Вообще, считаю, что вся серия о Шарпе - это поднятие духа англичан и оправдания шестилетней войны на клочке земли. Кто ж спорит-то??? Просто когда один и тот же полк воюет 10-20 лет подярд - и кто-то выживает - отличный материал для САГИ :) Был прапорщик - стал генерал.

1.66: Не мог Шарп 15-20 лет воевать в одном и том же полку, т.к., к примеру, в Индии войска формально были даже не британские, а частные - Ост-Индской компании, хотя это не помешало там повоевать и Веллингтону, тогда еще он носил фамилию Уэлсли. Предлагаю вариант плана цикла (!) романов (!) на материале русской военной истории. Возьмем главного героя 1765г.р. - ровесник П.И.Багратиона, службу начинает в 18 лет (сам Багратион начал реальную службу в 17, рядовым мушкетером, но он южанин, уроженец Кизляра, там созревают несколько раньше. Этапы пути: 1) 1783г - Закубанский поход Суворова, 2) 1785-1786гг - борьба с восстанием шейха Мансура на Северном Кавказе (в эти годы самые активные боевые действия), 3) 1787-1791гг - русско-турецкая война, 4) 1792г - русско-польская война, 5) 1794г - русско-прусско-польская война, 6) 1796-1797гг - Персидский поход, 7) а) 1798г - февраль 1799г - участие в Средиземноморском походе Ушакова, б) апрель-октябрь 1799г - Итальянский и Швейцарский походы Суворова, 8) 1800-1804гг - военные действия в Закавказье (сражение на р.Иоре и другие), 9) 1805г - русско-австро-французская война, 10)1806 - 1807гг - русско-прусско-французская война, 11)1808 - 1809гг - русско-шведская война + отдельные эпизоды англо-русской войны 1807-1812гг, 12)1809 - 1812гг - второй этап (после перемирия 1807-1809гг) русско-турецкой войны 1806-1812гг, 13)1812г - Отечественная война, 14)1813-1814гг - Заграничные походы, 15)1816-1826гг - война на Северном Кавказе (период Ермолова), 16)1826-1828гг - русско-персидская война, 17)1828-1829гг - русско-турецкая война (первый год боевые действия в Азиатской Турции, второй год - в Европейской Турции), 18)1830-1831гг - русско-польская война, 19)1832г - продолжение Кавказской войны (штурм и взятие аула Гимры, смерть первого имама Дагестана в бою). В 1832г в возрасте 67 лет наш герой выходит в отставку, как тогда писали в официальных документах "с мундиром и пенсией". И это не какие-то 10-15 лет, а 49 лет почти непрерывных боевых действий от Парижа до Каспийского моря с запада на востока и от полярного круга до Критского моря. Может ли Шарп похвастаться подобным?

geklov: Многоуважаемый 1.66 пишет: А куда по Вашему мнению девались русско-иранская война 1804-1813гг, русско-турецкая война 1806-1812гг, русско-шведская война 1808-1809г, русско-английская война 1807-1812гг, не говоря уж о хронической войне на Северном Кавказе и Закавказье? Полностью согласен. Увы, русская история - это череда бесконечных войн и военных столкновений. Зато русским приключенцам есть где развернуться. На ниве нашей-то военной истории. Опять-таки помяну роман Ю. А. Никитина "Золотая шпага" (ну, нравится мне зело сия книга ). Александр Засядко на страницах книги проходит путь от курсанта до генерал-майора. И, кстати, через многие из тех войн, о которых пишет многоуважаемый 1.66. Жаль, что Никитин написал лишь один роман о военной истории России в 19 столетии. Зато уж его сага о ТРОИХ ИЗ ЛЕСА!!! Та да - бесконечная. Куда там Шарпу (правда у Корнуэлла о Шарпе 21 книга, а у Никитина о Троих из Леса - 18; но зато ещё 6 в работе )

geklov: Совсем забыл. Вот многоуважаемый 1.66 предлагает описать судьбу некого русского героя от эпохи походов Суворова до 30-х гг. 19 в. Дело в том, что А. Д. Засядко прошел ИМЕННО этот путь. Вот цитата из Википедии: Воспитывался в Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетском корпусе, который окончил в 1797 году. Участвовал в Итальянском походе Суворова в 1799 году, в русско-турецкой войне 1806—1812 гг., Отечественной войне 1812 года, войнах и заграничных походах русской армии 1813—1814 годов. Разработанные им ракеты имели дальность полета до 6000 метров (английские — до 2700 метров). Высчитал, сколько пороха потребуется для полета такой ракеты на Луну. Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами. В 1820 году руководил учебной артиллерийской бригадой, артиллерийским училищем, артиллерийской лабораторией, Санкт-Петербургским арсеналом и Охтинским пороховым заводом; в 1827 году назначен начальником штаба генерал-фельдцейхмейстера; в турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль. С 1834 года в отставке. Умер в 1837 году. Все эти военные компании так или иначе отражены в романе Ю. Никитина. Но на каждую войну по несколько глав. Это же один роман, а не целый цикл романов. Увы...

geklov: 1.66, СПАСИБО за такое обилие очень интересной информации по военной истории! Я думаю строгий, но справедливый Админ простит сие небольшое отступление от темы...

geklov: И ещё. Корнуэлл написал свой первый роман о Шарпе в 1981 году, а Никитин о Засядко - в 1979.

1.66: Я же написал данный список не с целью ознакомить кого-либо с русской военной историей, а с целью показать, что на ее основе можно написать цикл военно-приключенческих романов не хуже, чем цикл о Шарпе. Это уже не отступление от темы, а разговор именно о приключенческой литературе.

geklov: Точно! В ТЕМУ!!! Пардон... Это я сгоряча на Вашу фразу: Прошу прощения за отступления от темы. Осталось подождать, кто из российских авторов возьмется за сей труд...

geklov: Вернусь к основной теме. О ПЛ. Её видах, направлениях, жанрах, поджанрах... Вот мы с коллегами в теме "Русский приключенческий роман" затронули вопрос: а есть ли такое направление ПЛ, как революционно-приключенчский роман? Или это досужийе вымыслы советских литературоведов (Д. Благой в 1925 году в "Словаре литературных терминов" в статье "Авантюрный роман" выделял как поджанр "революционный роман приключений (напр., роман Войнич «Овод» и др.)")?

Gennady: "Красные дьяволята"? "Овод" -"Граф Монте Кристо" вывернутый наизнанку

geklov: Многоуважаемый Gennady пишет: "Овод" -"Граф Монте Кристо" вывернутый наизнанку Интересная концепция. Тогда уж "Черные мстители" А. Бондаря - вывернутые наизнанку "Красные дьяволята" Бляхина. У Бондаря детишки с комиссарами в годы Гражданской воюют. Вот аннотация: С детских лет мы знали "красных" героев Гражданской войны, но из старых школьных учебников нам была известна лишь половина правды о том братоубийственном противостоянии. Теперь картина событий, трагических для страны, открывается во всей ее полноте. У белой гвардии были свои герои, любящие Россию и до последнего вздоха преданные ей. Их образы и рисует Александр Бондарь, автор замечательных римейков произведений классиков советской литературы. Это иной взгляд и на наше недавнее прошлое, и на события сегодняшнего дня, - взгляд художника, который никого не оставит равнодушным. А вот оглавление: Глава 1. Набег Глава 2. Чёрные маски Глава 3. Кто они? Глава 4. Сёстры Глава 5. Видение старика Глава 6. Чёрные мстители Глава 7. В деникинском лагере Глава 8. Фронт Глава 9. Шпион Глава 10. Погоня Глава 11. Наперегонки Глава 12. Нечистая сила Глава 13. Испытание Глава 14. Расстрел Глава 15. Встреча Глава 16. Разгром Глава 17. В когтях у Будённого Глава 18. Дядя Степан Глава 19. Охота на командарма Глава 20. Будённый в плену Глава 21. Враги республики А вот здесь можно прочитать книгу Бондаря: http://det.lib.ru/a/aleksandr_b/mstiteli.shtml Кстати, книга написана в Торонто в 2004 г. ЗЫ: А ведь есть ещё и книга о киношных, кеосаяновских "мстителях". Г. Кроних "Приключения неуловимых мстителей" (выходила в "рамочке")

geklov: Нет, конечно, отдельные книги революционно-приключенческой тематики есть. И все (или почти все) они, как я понимаю, написаны в Советском Союзе (может что есть и в странах бывшего социалистического содружества?). Катаев - "Белеет парус одинокий"; Гайдар - «Жизнь ни во что (Лбовщина)», «Лесные братья (Давыдовщина)», «В дни поражений и побед»; Ю. Папоров - "Роке Лопес - смерч Синалоа" (повесть об отважном мексиканском "бандолеро") вещь редкая, почитать можно здесь: http://litrus.net/book/read/107955/Mir_prikljuchenij_1974?p=39 ; Бляхин - "Красные дьяволята"; Тушкан - "Джура"; А. Власов, А. Млодик - "Мандат", "Армия Трясогузки" идр. Но это всё у нас, в стране "победившего социализма" А как обстоят дела с революционно-авантюрной тематикой на Западе? Ведь такие корифеи авантюрного жанра как Рид и Эмар сами были замечены в сочуствии революционным событиям в Европе в 1848-1849 гг. (Рид собирался примкнуть, кажись, к баварским революционерам; Эмар и вовсе - принял самое активное участие в революционных событиях у себя на Родине). Нет, я, конечно, помню книги А. Дюма о Великой Французской Революции... Но разве их можно назвать революционно-приключенческими, как книги советских авторов???

geklov: И ещё. Так никто и не высказался по вопросу: следует ли рассматривать как отдельный поджанр ПЛ приключенческие произведения о животных (Д. Лондон - "Белый Клык", "Зов предков", "Джерри - островитянин", "Майкл, брат Джерри"; Кервуд - "Казан", "Гризли"; Пальман - "Песни черного дрозда" и др.)? Или это не приключенческий жанр вовсе, а просто анималистика, литература о животных (там где Кусто, Гржимек, Бианки, Даррел, Сетон-Томпсон, Корбетт (его записки об охоте на хищников-людоедов весьма интересны), Хэрриот, Чехов с "Каштанкой", Куприн с "Белым пуделем" и мн. др.)??? Мне и вправду очень интересно ваше мнение, коллеги.

geklov: И ещё. Так никто и не поддержал дискуссию об уся и райнобэ... Неужели среди форумчан нет поклонников и знатоков дальневосточного авантюрного романа?

Gennady: geklov пишет: Интересная концепция Вы знаете, эта концепция моя только наполовину. Ее поддерживает хозяин сайта имитаций Дюма, Патрик де Жакло. Я где-то сообщал адрес сайта. А вот Бондаря не читал. Возможно, ваша гипотеза абсолютно правильная. geklov пишет: Так никто и не высказался по вопросу: следует ли рассматривать как отдельный поджанр ПЛ приключенческие произведения о животных Простите, я как-то не заметил вопрос который вы конечно задавали. Думаю, что вы правильно обозначили жанр, который пчему-то был выпущен из виду. То-есть, жанр, где приключения проистекают от животных, так или иначе влияющих на людей. И конечно Гржимек или Даррелл авторы нехудожественной литературы, хотя у Даррелла все же такая есть. Приключенческо-анималистическая? Нужно подумать над названием. Возможно тогда и "маугли", и "Тарзан" к ней относится? Сетон-Томпсон- автор, по-моему, не приключенческой, а реалистической художественной литературы, центре которой находятся драматические, или даже трагические взаимоотношения между людьми и животными. Не знаю, прав ли я хотя бы частично. Спасибо, уважаемый Геклов, за жанр, упущенный из виду. наверное, и другие такого рода жанры тоже есть.

Gennady: geklov пишет: Так никто и не поддержал дискуссию об уся и райнобэ... Есть, конечно. Читал и "Речные заводи" и "Пятеро..." Однако ни к какому выводу не пришел. Если "Пятеро" можно позиционировать как героико-приключенческий жанр (допустим?), то "Заводи" не знаю, к чему можно отнести.

geklov: Многоуважаемый Gennady! "Речные заводи" - один из четырех классических романов Китая. Вот как пишет о нём Википедия: Речные заводи (кит. трад. 水滸傳, упр. 水浒传, пиньинь: shuǐ hǔ zhuàn, палл.: Шуй ху чжуань) — китайский роман XIV века, основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 «благородных разбойников» из лагеря Ляншаньбо в правление династии Сун. Автор — Ши Найань (кит. 施耐庵; возможно, псевдоним Ло Гуаньчжуна). «Речные заводи» — первый в истории роман в жанре уся. Один из четырёх классических китайских романов. Неоднократно экранизирован. Речные Заводи (Гонконг, 1972, фильм) Речные Заводи (Япония, 1973, сериал) Все люди - братья (Гонконг, 1975, фильм), продолжение фильма 1972 годаа Речные Заводи (Китай, 1983, сериал) Речные Заводи (Китай, 1998, сериал) Hero: 108 (Китай, 2010, мультсериал) All Men Are Brothers (Китай, 2011, сериал) Смотрел я некоторые экранизации. Героико-приключенческие боевики чистой воды.

geklov: Ну, И "Заводи" и "Пятеро" - классика, БОГ с ней (хотя весьма любопытные книги). А как быть с современниками? Тот же Цзинь Юн?

geklov: Немного о термине "уся". А то вдруг кто не совсем в теме. Уся (кит. 武俠) — приключенческий жанр китайского фэнтези (литература, телевидение, кинематограф), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами. Термин «уся» образован путём сращения слов ушу (боевое искусство) и ся (рыцарь). История жанра. Одним из первых произведений в жанре уся была танская новелла «Куньлуньский раб», повествующая о чернокожем невольнике, который благодаря чудесному навыку прыгать с крыши на крышу и взбираться по гладким стенам домов спасает из мандаринского гарема подругу своего хозяина. К жанру уся можно отнести и знаменитый средневековый роман «Речные заводи». Во времена династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1912) на изображения «благородных разбойников» был наложен запрет с тем, чтобы описания фантастических единоборств не воспламеняли души подданных императора. Вторую жизнь жанр обрёл с обвалом императорского Китая в начале XX века. Коммунистические власти Китая неодобрительно относились к авторам уся, зато на Тайване и в Гонконге с 1960-е по 1980-е гг. уся развился в один из самых популярных жанров массовой культуры. На Западе первые поклонники китайского фэнтези появились с публикацией переводов произведений гонконгского автора Цзинь Юна. Последние годы XX и начало XXI вв. были ознаменованы появлением компьютерных игр в жанре уся (Jade Empire, Dynasty Warriors). Основные характеристики. Действие уся разворачивается в особом вымышленном мире («цзянху»), который населяют мастера единоборств, объединённые в различные секты, кланы и школы. Законы и суды в этом мире по определению несостоятельны, поэтому самым благородным и сильным борцам приходится самостоятельно поддерживать правопорядок. Во многих случаях эта задача выпадает молодому человеку, который, испытав большое горе, с честью проходит все лишения и испытания, чтобы стать «лучшим мастером единоборств» во всём Китае. Подобно Робин Гуду, он приходит на помощь тем, кто не в состоянии постоять за себя. В других случаях сюжет построен на перипетиях борьбы между благородным мастером единоборств и его столь же сильным, но лишённым благородства соперником. Как правило, в конце главный герой погибает (понимаю, Gennady, это сильно выбивается из Вашей концепции ПЛ).

Gennady: Огромное спасибо за разъяснение терминов. В этом я и в четверть не разбираюсь, как вы. Кроме "вуксии" и "манги" более ничего не знал. Почти 15 лет преподавал китайским студентам, ну они меня немного научили задавать какие-то ограниченные вопросы и давать какие-нибудь ответы. Но не больше Читал еще "Сон в красном терему", читал Пу-сун-лина, Чжана-Тянь-и.

geklov: Многоуважаемый, Gennady! Насчет "приключенческо-анималистической" литературы. И я о том же. Есть анималисты-документалисты: Кусто, Гржимек, Даррел, Корбетт и др. А есть писатели - авторы художественных книг о животных. И зачастую в этих книгах очень много приключений. "Белый Клык" Лондона, например. Или Пальмановские "Песни черного дрозда". Вот я и думаю: стоит ли из всей анималистической лит-ры выделять такой поджанр как приключения животных?

Gennady: А еще читал в очень плохом самопальном переводе на английский язык Джина Йонга (Опасный секрет или реквием по Линг Сингу) Это тоже вуксия на тему все того же "Графа Монте Кристо". Очень своеобразно. Хотел посмотреть гонконгский фильм "Больая вендетта', но нигде его так и встретил. Вроде как на аглийский официально что-то переводилось, но я не поймал. Да, то, что главный герой гибнет, действительно выбивается за рамки моей концепции. Ну я конечно имел в виду литературу Европы и думал над тем, о чем имею некоторое представление. Еще очень люблю Эдогаву Рампо и особенно "Чудовище во марке", что явялется конечно прежде всего мистико-приключенческим детективом. Фильм сняли слабоватый, по-моему.

Антон: Да непонятки эти с животными... Может стоит, ежели зверьки не отходят от человека? И приключаются при этом по полной. Лондон, к примеру. А вот Сетон-Томпсон не приключенец. Это мммм... соцреалист какой-то! И ещё - очень грустный. У него все помирают. Читал в детстве, до сих пор перечитать не хочется... "Белый Бим", недавно помянутый, оченно к нему близок.

Gennady: С оценкой Сетон-Томпсона полностью согласен. А что делать с "Джином Грином- неприкасаемым"? Разведчицко-приключенческий, что ли? Ох, и понаделали дел эти писатели, позапутывали все, а мы тут с ними разбирайся

geklov: О, "Джин Грин"! Наш ответ Джеймсу Бонду. Антишпионский роман эпохи холодной войны

Gennady: geklov Похоже, что Джин Йонг и Цзинь Юн ( а еще Луис Ча и кажется еще несколько псевдонимов) это один и тот же человек. Ему уже 89 лет и китайская молодежь от него без ума. Лет 10 назад я у меня в группе были его студенты. Интересно, что под псевдонимо Луис Ча он известен и по-английски. А вот в русском переводе- фигушки.



полная версия страницы