Форум » Гостиная » Приключенческая литература - что это? 2 (продолжение) » Ответить

Приключенческая литература - что это? 2 (продолжение)

Admin: Приключенческая литература - что это? Пытаемся разобраться. Виды, направления, жанры, поджанры, атрибуты, симптомы, диагнозы, последствия... Цитируем, но без фанатизма. Как говорится, "не пишите слишком длинных писем, у чекистов устают глаза". Старайтесь выделять из филологических опусов самые ИНТЕРЕСНЫЕ пассажи. Язык ученых далек от общечеловеческого. ------------------------- Часть постов перемещена из темы "Русский приключенческий роман" Gennady поднял вопрос: Коллеги, давайте раберемся. Что есть литература приключенческая? Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#073 Geklov подхватил: Весьма интересный вопрос. А и вправду: ЧТО СЧИТАТЬ ЛИТЕРАТУРОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ? Лично мне импонирует точка зрения А. З. Вулиса. Полностью читайте здесь http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000008-000-80-0#078 "Продолжаем разговор!" (С) Карлсон, кжнк.

Ответов - 20

Admin: Admin пишет: Еще до Мэтью Шила, с его "Жёлтой угрозой" (1898), на тему желтой опасности в литературе был двухтомник Жюля Лермина "Битва за Страсбург" (La Bataille de Strasbourg, 1895). Случайно заметил такую информацию в английской вики http://en.wikipedia.org/wiki/Jules_Lermina До Данилевского, с его "Жизнью через сто лет" (1879), пока далеко. Не совсем то, но вот инфа про роман 1854 года на тему якобы желтой опасности в литературе - "Ура! Или казацкая революция", опубликованный (на фр.) Эрнестом Кердеруа в Лондоне. Цитата: By comparison, the first French "yellow peril" novel I could find was "Hurrah!!! Ou La Révolution par les Cosaques" [Hurrah!!! Or The Revolution Of The Cossacks], published in French in London in 1854 by Ernest Coeurderoy. In it, the decadence of Western Europe was followed by an invasion of Barbarians from the North, the death of civilization as we know it and, finally, the glorious rebirth of a new socialist era led by the Cossacks and, behind them, the Asians. http://njedge.net/~knapp/BobMorane.htm Не совсем то, и не уверен, что это роман. Вот еще информация об авторе http://fr.wikipedia.org/wiki/Ernest_C%C5%93urderoy

Gennady: Уважаемые друзья, вот какая мысль пришла в голову- мы как будто не доучли еще одного поджанра- именно: спортивно-приключенческого романа. Таковые писали в Англии Уильямсоны, во Франции Аллен и Сувестр, и Пьер Жиффар, а в России, для примера, Георгий Свиридов "Ринг за колючей проволокой". Или Капица "В открытом море". Или же такой поджанр можно записать в уже имеющиеся?

Admin: Честно признаться, не уверен, что любую даже часто повторяющуюся тему у разных авторов, стоит переводить в поджанр. Получается производственный роман а-ля Хейли ("Аэропорт", "Колеса", "Менялы", "Окончательный диагноз"). Формировать ли медицинский приключенческий роман ("Доктор Килдэр" Макса Брэнда, "Лекарь" и "Доктор Койл" Гордона Ноя, романы Робина Кука, Тесс Геритсен и тп.)? Или охотничий приключенческий роман ("В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисиппи" или скажем охотничьи рассказы, такие как "Лисий король" Конан Дойла и тп.)? А романы Дика Френсиса с его миром скачек и лошадей тоже из категории детектива в спорт переводить? Нужно ли такое деление? Или политический приключенческий роман, романы про гонки, парусные регаты, летчиков тоже в поджанры выделять? А ведь был такой поджанр про летчиков-ассов и всевозможные воздушные приключения в американском палп-фикшене начала 20 века (air stories), только испарился он со временем как явление, пишут наверное, но мелковат стал. Это не такое крупное направление как морской роман или вестерн, имя коим - масса книг на слуху и километры экранизаций.


geklov: По-моему, любопытная цитата. Как раз в тему. Как говорит Джеймс Бонд в романе "Бриллианты вечны": Обо всем этом лучше прочитать в книге, чем прожить это самому. И это действительно самый важный дар настоящей литературы — позволить читателю пережить в воображаемом пространстве все то, чего ему дай БОГ избежать в реальной жизни. http://bondandothers.ru/creators/success-secrets-fleming/

geklov: В википедийной статье "Приключенческая литература" написано: Конец XIX и начало XX века — «золотой век» приключенческого жанра... https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%EA%EB%FE%F7%E5%ED%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EB%E8%F2%E5%F0%E0%F2%F3%F0%E0 Известно, что у русской поэзии тоже был "золотой век". Но был и "серебрянный". А был ли у Приключенческой литературы свой "серябрянный век"?

Admin: Был. В нем всё, что не в золотом. После 1-й мировой и по сей день - серебро и бронза.

ffzm: geklov пишет: А был ли у Приключенческой литературы свой "серябрянный век"? Вопрос хороший, возможно Владимир правильно на него ответил, а может он еще и не наступил. Зато могу сказать точно, сейчас "Золотой век" фэнтэзи.

geklov: Ну, хорошо, хоть бронза нынче у приключенческой литературы. Я-то думал серебро было между двух мировых войн, а бронза - во второй половине 20 века... А Говард, Толкин, Льюис? Они не "золотой век" фэнтези? Всего лишь предтечи?

robyr: "золотой век" фэнтези думаю скоро должен начаться спад,в книжн. магазинах полки просто ломятся от лит-ры в жанре фентази,её не просто много,просто какой то «ненормальный» переизбыток.«Игра престолов»- нынешний фаворит,более «игра за власть»,чем «игра магии».На заре 20в. читатели восхищались инженерами,изобретателями,исследователями,затем признав НТР «карой небесной» ринулись во всевозможные Neverland (Земля, которой нет),может не так скоро но спад интереса к «фэнтази» будет. P.S. чем больше в жизни мне приходится сделать, что то своими руками,тем менее привлекательны герои и книги в которых всё наоборот чем в пословице-- без труда не вытащишь и рыбку из пруда --- победу нужна заслужить,выстрадать,об этом читать интересней и вера в человечество появляется.

geklov: А мне порою кажется, что сейчас в моде постапокалиптика и всякие зомби. Все эти Сталкеры, Антисталкеры, Древние, Метро... Я всё это не читаю, не моё. Просто в книжных магазинах у нас полки ломятся от подобной литературы. Может быть и ошибаюсь... А безграничной веры в науку поубавилось уже после 2-х мировых войн... Вот и расцвет фэнтези, а не только и не столько НФ. А спада интереса к фэнтези вряд ли избежать. Как говорят в народе: Много хорошо, тоже нехорошо... А фэнтези сегодня очень много.

Admin: Если Золотой век – век XIX-й с Дюма, Жюлем Верном, Стивенсоном и Конан Дойлом, показавшими как и о чем можно интересно писать. То потом, когда уже все основное сказано-показано, кузницей кадров Серебряного века приключений становится американский палп-фикшен второй четверти XX века. Такие журналы, как "Аргоси", "Эдвенчер сториз", "Блэк мэск" массово публиковали разноплановую приключенческую литературу, конкурировали друг с другом с большим вкусом (внутренние иллюстрации, обложки!) и энтузиазмом. Кого там только не было. Особенно в годы Великой депрессии. http://adventures.unoforum.ru/?1-6-0-00000014-000-40-0#051 Началось все массово и ярко, наверное с Берроуза, когда в 1912 году появились его марсианский цикл про Джона Картера и Тарзан - тут-то и пошло-поехало. Но основной всплеск пришелся на массовые дешевые журналы 20-30-х годов. Тот же Сабатини, который начал публиковаться в 1902, но его главные шедевры - Скарамуш и Блад были написаны в 1921-22. Когда мода на журнальную фантастику и приключения прошла и фраза "продолжение в следующем номере" уже мало кого волновала (в мировом масштабе), началась эра пейпербэков - массовые тиражи развлекательных книг в бумажной обложке. Послевоенный период, конец 40-х - 50-е: Спиллейн, Ламур, Чейз - это и есть Бронза, наверное. Хотя, некоторые называют это уже "крепкой поступью реализма" в развлекательном направлении. А сейчас не поймешь что... По крайней мере у нас, когда все всего как будто бы объелись. И читают, так сказать, без фанатизма. Так, почитывают. Политические новости и кино - главная сфера развлечений. А эра настоящего сказочного фэнтези уже давно прошла. Она был опять же после войны - после 2-й мировой, когда люди устали от боли и страха, истосковались, вспомнили о чудесах и захотели жить здесь и как бы не здесь. Эскейп. Тут-то Толкин и пробудил всех - как современников (Желязны, Лейбер, Ле Гуин, Терри Брукс, бесконечная "Сага о копье"), так и предшественников (Дансейни, Говард). Мартин сейчас всколыхнул моду на темное фэнтези. Но больше все не книгами увлечены, а телесериалом по его романам, но и у этой экранизации есть не менее сильные конкуренты в других поджанрах - криминальном ("Империя порока", "Сопрано"), вампирском ("Настоящая кровь") и др., в том числе и мода на комиксы в кино - Бэтмены, Человеки-пауки, Россомахи и тд. Картинки в действии. Процент оригинального и слишком уж популярного фэнтези сейчас не такой большой пишется, как после Толкина, когда это было свежо и знаково. Имхо. Сейчас эпоха голодных игр разума, отягощенного интернетом.

geklov: Соглашусь. Т. е. Верн-Дюма-энд Компани обозначили приоритеты, задали вектор, заложили основу, создали классические образчики жанра. Берроуз со товарищи между 2-х мировых войн подхватили, пустили мощным многоводным потоком. После 2-ой мировой войны ПЛ забронзовела... Сегодня... Инет, кино, политика...

robyr: Admin после войны - после 2-й мировой, когда люди устали от боли и страха, истосковались, вспомнили о чудесах и захотели жить здесь и как бы не здесь. Эскейп. Тут-то Толкин и пробудил всех - как современников (Желязны, Лейбер, Ле Гуин, Терри Брукс, бесконечная "Сага о копье"), так и предшественников (Дансейни, Говард). geklov А безграничной веры в науку поубавилось уже после 2-х мировых войн... Вот и расцвет фэнтези, а не только и не столько НФ. если чуть пофантазировать ... НТП и НТР к годам 80м. (у нас в России позднее)---нанесли «ответный удар»----появления домашнего (доступного массам) персональн. комп.----невиданные развлечения (интернет,кино,игры на уровне интерактивного кино)не вставая с кресла,да ещё на халяву. Страна Neverland (Земля, которой нет) на жестком диске компьютера.

geklov: Что НТП шагает семимильными шагами никто не спорит. После 2-ой мировой войны бешеный скачок вперед. Космос, атомная энергия, кибернетика и многое другое. Просто уже не все верят, что именно это приблизит эру милосердия. Вооруженная ядерным оружием и снабженная модным айфоном обезьяна осталась, увы, обезьяной. Я лишь об этом. Я про веру во всепобеждающее могущество науки, а не про развитие самой науки. В космос летаем, телефоны у всех с компьютером вставленным, прочие технические диковины. Но воюем, ругаемся, злимся, убиваем (не мы с Вами конкретно, но люди века НТП)... Прогресс, по словам Лопе де Веги, "это лучшее, а не только новое". А Хаксли добавил: "Усовершенствовать можно только самого себя"... Что толку от развития технологий, если люди все те же... Наука, изменив нас очень внешне (айфоны, планшеты, новейшие технологии, клонирование, чипизация и проч.) не сильно изменила человека внутренне. Лучше, чище, добрее, светлее, мудрее мы, увы, не стали. А кто стал, то опасаюсь, не благодаря супертехнологиям сегодняшнего дня.

robyr: НТП--- если рядом с наукой ставить такие слова---труд,изобретательства,исследования («Пионер» Адамова,я о таком НТП к примеру),а махать палочкой,при помощи артефактов делать чудеса на раз...С огромным интересом читал такие циклы как «Гибель Богов» Перумова,«Мир реки» Фармера очень мне по душе борьба против всемогущих магов.Цикл «Колдовской мир»читал,читал и все ждал когда колдовск. миру конец придет (это кому что нравиться).

geklov: Ну, у Никитина вообще магию подмяли. Самый могущественный Маг и подмял. Понял, не это выход для людей. И запретил, истребил.... Один из романов цикла "Трое из Леса" так и называется - "Истребивший магию". А роман фэнтезийный. Не НФ. (Ну это и из названия понятно).

geklov: А "Пионер" Адамова - не только чудо науки и техники, но и мощнейшее оружие. Всё зависит от того, в чьих руках, для чего используется... Как заметил И. Ефремов в "Лезвии бритвы": "Есть вещи, которыми нельзя заниматься, пока не будет лучше устроено общество на нашей планете…И ученым следует думать об этом..." Да и не только ученым. Но и магам... Как любят говорить герои марвеловских комиксов: "Большая сила - всегда большая ответственность"

robyr: Истребитель магии (условно)---- романы в которых магия скорее тяжелая ноша,кара небесная,или герои ведут борьбу с волшебным злом практически не прибегая сами к магии (примерно так) 1.Властелин колец, Хоббит(тут больше смекалка народная выручает чем кольцо) 2.Гибель богов (Перумов) против богов - волшебн. 3.Ведьмак(читал 1-2 романы) не очень однозначное отношение Г.Г. к магии 4.Игра престолов --- магия на дальнем фоне. 5.главный истребитель колдунов--это варвар Конан (зависит от авторов сиквелов) всё конечно условно,магия в книгах одних писат. отлич. от магии др. писателей--- кто ещё знает....

geklov: Фэнтезийное направление сегодня так же разветвилось, как некогда и приключенческая литература. Вот список жанров фэнтези по версии Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_произведений_фэнтези_по_жанрам Знать, и впрямь нынче "золотой век" фэнтези...

geklov: А фантастика, по-моему, ещё и потому прёт, что шарик наш в последнее время стал маленьким. Стерты "белые пятна" с карт, открыты все острова, найдены истоки всех великих рек, взяты штурмом полюса, Эверест и Марианская впадина. Чудеса и загадки, конечно, ещё остались. Каждый год, например, ученые открывают новых животных, рыб, насекомых. Но размах уже не тот, что в 18-19 вв. Вот и рванули герои ПЛ за пределы Земли, в Космос. Или же в Сказку. Или в виртуальную реальность... Принципы те же, что были заложены Дюма-Верном. Но антураж совсем иной. Фантастический. Возможностей больше. Простор для выдумки... Открыт Южный полюс. Нет там никакого Ледяного Сфинкса? Тогда летим на Альфа-Центавр...



полная версия страницы