Форум » Авантюрные романы-фельетоны и серии выпусков + Обзор ПЛ разных стран » Статья о бульварной литературе с сайта Старое Кино » Ответить

Статья о бульварной литературе с сайта Старое Кино

Admin: Статья о бульварной литературе с сайта Старое Кино http://staroekino.narod.ru/Pier_Luis.html Перечислено много интересных переводных авторов (ныне забытых). Текст грешит опечатками и ошибками в названиях и фамилиях, но объем информации впечатляет! Всем интересующимся приключенческой литературой XIX века рекомендую ознакомиться (особенно с абзацами от Фортюне дю Буагобея до Ксавье де Монтепена и от "Пещеры Лейхтвейса" до "Ирмы" Г. Бергена).

Ответов - 9

Admin: Разделил статью на несколько частей, т.к. объем не позволяет поместить ее в одном посте. Оригинал здесь - http://staroekino.narod.ru/Pier_Luis.html О Пьере Луисе и бульварной литературе в царской России 1. Об истории запрещенной литературы в царской России выходило довольно много книг и исследований, но они касались, главным образом, политических книг. Для интересующихся отсылаю к изданиям «Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX в.» 1904 М. К. Лемке, «Очерки истории русской цензуры ( 1700-1863)» 1892 А. М. Скабичевский, «Запрещенная книга в России» М 1962 Л. М. Добровольский. Для любопытствующих скажу только, что больше всего перед Революцией было запрещено работ Каутского, издававшихся тонкими брошюрками,и о котором Ленин скажет потом не очень хорошо. О бульварной литературе, процветающей в царской России, исследовательских работ нет, если не считать книги Новополина и одного дореволюционного исследования «Русская эротическая литература». Пятитомное издание «Русские писатели» отказалось от включения на свои страницы по разным причинам всех русских писателей. Естественно, за бортом оказалась бульварная литература. Никто не анализировал и переводную литературу, в большом количестве наводнившую книжный рынок дореволюционной России. Между тем, это был очень любопытный пласт художественной литературы, во многом подспудно формировавший и вкусы и мировоззрение той эпохи. Что-то из этого появилось в годы перестройки, главным образом, поэты Барков, Анакреон и т. д., а большинство нет, ушедшие в небытие. Это забытый мир, о котором мало кто сейчас и знает. Многие из этих книг не найти и в крупнейших библиотеках страны. Они утеряны или украдены из этих библиотек. В них существуют изданные для служебного пользования огромные реестры утраченного. А о существовании некоторых книг, выходивших на русском языке не подозревают и там. В сводном генеральном каталоге всех книг, выходивших на русском языке, вообще много пробелов. И касается это, главным образом, летучих изданий листовок, афиш, ежедневной периодики, романов в выпусках и бульварной литературы, о которой вообще мало что известно. Первый роман в России появился в 1730 году. К 1758 их было уже 10, а в 1759 - 21 роман. С этими, главным образом, французскими романами и пришла к нам литература бульваров. При Екатерине II было переведено 350 французских романа. Среди этих шедевров знаменитые «Похождения кавалера де Фоблаза» Луве де Кувре, много раз издававшиеся (последнее полное переиздание в 1902 году СПБ «Вестник Иностранной литературы»), роман скандально известного порнографа Ретифа де ла Бретона «Ножки Фаншетты» 1769; изысканная и пряно-эротичная литература рококо. Наиболее известные это «Повесть Вильгельма извозчика парижского» 1789 ч. 1-3 (на обложке указан автор В. Г. Вороблевский) Клода Филиппа де Кейлюса, «восточные» стилизованные повести Марешаля, Анри Пажона, Антона Гамильтона («Найди» и др.), Жана де Буфлера («Королева Голкондская» 1780). Особенно были популярны Дидро «Удивительное мщение одной женщины» 1796, Шарля Дюкло «Размышления о нравах сего века» перев. в 1813, Романы Аржана и особенно Х.Ф. Гелларта «Жизнь шведской графини Г ***» ч.1-2 1790 (роман ходил также в списках) и Пьер-Жан Батиста Нугаре «Тысяча одно дурачества» ч. 1-8 1780, «Парижская дура» ч. 1-2 1795, Иоган Христиан Зид «Нежные объятия в браке и потехи с любовницами, изображенные и сравненные правдолюбцем» 1798 и многое другое. Публика зачитывалась «Новой Элозией» Руссо, наполненной чувственными картинами, эротическими баснями Лафонтена «Contes en vers», Пиго-де-Бреном, Крамером. В конце 18 века, пользуясь послаблением цензуры, начали выходить и русские авторы. «Евгения или пагубные страсти дурного воспитания и общества» 1799 И. Измайлова, повести Новикова. Очень популярные в светском обществе были «Нежные объятия в браке и потехи с любовницами продажными» 1799 Е. Гришова. Многие произведения издавались анонимно: «Награжденный Купидон» 1791, «Кошки игрушки, а мышкам слезы или смешные или забавные проказы 3-х красавиц, чинимые над простодушными супругами», «Девушкины прогулки и молодушные увертки, или лабиринт женских коварств» 1791. А одним из главных «хитов» конца 18 века была «Неония и распутная дщерь» 1794 некоего А. А. и романы Глеба Громова (вышло 7 книг) «Любовь, книжка золотая» 1798, «Любовники и супруги, или Мужчины и женщины» 1798, а также анонимные «Старичок весельчак» 1790 (много переизданий вплоть до 1833 г.), «Похождения Ивана, гостиного сына» 1785 Ивана Новикова и «Прихожия повариха, или Похождения развратной женщины» 1770 М. Д. Чулкова (в начале 20-го века известный библиофил Бурцев переиздаст ее в своих «Библиографических описаниях редких книг» М 1904) и др. В 19 веке бульварный жанр расцвел в России ярким пламенем. В начале века самым популярным романом был «Ринальдо-Ринальдини - атаман разбойников» 1802 Вульпиуса, а также его же «Бонапарт в Египте» 1803, «Суворов и казаки в Италии» 1802, «Прекрасная Шарлота, страшная атаманша» М. 1809 и др., и «Разбойник в Венеции» (Абелино, великий разбойник) 1807 Генриха Цшокке. В 30-е годы королем мещанской публики становится А. А. Орлов со своей серией книг про Ивана Выжигина. «Родословная Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина» 1831, «Смерть Ивана Выжигина» 1831, «Крестный отец Ивана Выжигина» 1831 и т. д. В середине века главным представителем легкого «чтива» считается Михаил Чернявский «Коварство» 1845 ч. 1-2, «Мать и дочь» 1841 и др. Не забыты и вопросы пола. Поэзия Бешенцова, Бажанова, Розенгейма, наполненная «клубничкой». Полупорнографическое «Взбаломешенное море» Писемского, романы Клюшникова «Марево», «Женская доля» Станицкой, «Мученики» («Северный Весник» 1891) Бибикова, описывающие любовные похождения «Три поры жизни» Евгения Тура. Г-жа Евгения Растопчина известная своими стихами, писала и прозу в духе Фоблаза – «У пристани» 1857, «Дом сумасшедших в Москве». Самым популярным французским писателем 19 века «на все времена» был Поль де Кок с его эротическими романами, о котором Белинский писал, что "грязные картины" в романах Поль де Кока "на французском языке... больше забавны и смешны, нежели грязны, какими особенно делаются в русских переводах." Поль де Кок стал нарицательной фигурой для обозначения фривольной литературы. Даты жизни и смерти: 1793-1871. Автор более 400 произведений, публиковавшихся с 1812 г. (романы, мелодрамы, водевили, стихи). Наиболее известные романы: "Андре Савояр" 1-5 тт., "Эдмонд и Констанс" М 1839, "Сын моей жены" СПБ 1901, "Мой сосед Раймон", "Жоржетта" , «Девушка о трех юбках» 3-х ч. М.1874, а также мелодрамы:"Мадам Вальнуар", "Екатерина Курляндская" и т. д. В России выходило до революции полное собр. соч. в 12-ти томах СПБ 1900-1901г. Писанием для народа занимались Р. М. Зотов «Николас, Медвежья лапа, атаман контрабандистов» ч. 1-4 1837 и т. д., а также Матвей Камаров, Николай Зряхов, Иван Кассиров и др. Любимым чтением «про разбойников» в конце 19 века были «Кудеяр» в 3 кн. 1882, 1891 Костомарова и особенно «Разбойник Чуркин» Народный сказ Ч. 1-5 1883-1884 Ивана Пастухова, огромный роман в 1700 стр. А в «легком чтении» пользовались успехом романы Н. М. Сидельникова (ум. в 1887г) «Кому на Москве жить хорошо» 1882-1883, «В мире страстей» 1882 и др. Очень популярен был роман Афанасьева-Чужбинского «Петербургские игроки». В это же время возникла мода на «ужасы инквизиции и козни иезуитов» и появляются «Мученики инквизиции» 1873 Ж. Ковена и Брассэ, «Воспитанник иезуитов» 1876 2 ч. К. Шмелинг, «Иезуиты» П. Аларкона («Колосья» 1892 N 1-4), «Иезуиты» 1880 П. Соньер (эпоха Людовика XV), знаменитые «Тайны инквизиции» 3 ч. М 1871 Фераля, а до этого выходит «Иезуит» 1866 в 2 тт Аббата («Отечественные Записки» 1866 N 5-6, 8-9). Мода на орнаментальный, искусственный Восток среди читающей публики порождают «Тайны гарема» М.1882 Саади-Саади, «Драма в серале.Убийство в Болгарии» 1877 Т. Лабурье, «Хеким-Баши. Приключение доктора Джуэпе Антония в турецком плену» М.1872 Д. Сандвича, «Война полумесяца с крестом, или Дервиш-паша»1879 Hehmbur, «Месть или тайны сераля» 1880 Лейлы Ханум («Новости» 1880 газета), «Тайны турецкого двора» 2 тт 1874 Ксено («тайны дворов» это вообще одна из любимых тем в 19 веке от «Тайны Мадридского двора» 1870 Борна и «Тайны Римского двора» 1875 Брифо до «Тайны Лондонского двора» 1874 Рейнольда, «Тайны Берлинского двора» 1879 В. Тиссо и Амеро, «Тайны Нью-Йорка» 1875 Коббе, или «Стокгольмские тайны» М 1885 А. Бланкэ и т. д.), «Тайны Турецкой революции» Гюрриэт-бей, «Тайны гарема» М 1899 Абэкаэля, «Алые розы Востока» (тайны турецкой революции) Д. Анзимирова. Специализировался на «восточной» теме, уже в канун Октябрьской революции Магомет Бек Хадже Лаше (род в 1872 г.), неординарная личность, не лишенная литературного таланта, послужившая прототипом одного из персанажей в авантюрном романе «Черное золото» Алексея Толстого. До революции у Ходже Лаше вышла только одна книжка, теперь считающаяся библиографической редкостью «Убийца на троне» П 1917 (Записки начальника тайной турецкой полиции) (есть в СПБ). В эмиграции выпустил «За стенами сераля», «На каторге», «Любимцы Ильдыза», книги редкие, не имеющиеся ни в одной из наших крупнейших библиотек, думаю даже и не подозревающих об их существовании.

Admin: http://staroekino.narod.ru/Pier_Luis.html О Пьере Луисе и бульварной литературе в царской России 2. Во второй половине 19 века бульварный роман переживает свой новый расцвет в России и завоевывает себе широкий рынок, он издается громадными тиражами и делается излюбленным чтением обывателя. Основная тема бульварной литературы: знаменитые сыщики, гениальные воры, шикарные блудницы, бесконечные любовные истории. Действия происходят в вертепах, курильнях опиума, гостиных миллионеров, игорных домах, замках и котакомбах. Зловещее дно города и его раззолоченная пена с обязательным душком непристойности. Наиболее известные авторы Фортюна дю Буагобей «Червонный туз» 1885 Спб, «Роковой билет» 1888 Спб, «Тайны нового Парижа» 1877 2-х ч, «Каторжник-полковник» М 1874, «Стальное ожерелье» 1884 Спб и т. д. Амедей Ашар «Женщина – змея» 1874, «Королевская охота» в 10 кн., «Мисс Буря» 1861, «Удары шпаги» и т. д. Алексис Бувье «Кредиторы эшафота» М 1880, «Олимпия.Бывший торговый дом Пальмир» СПб 1880, «Мир Мазуриков» изд. Комарова 1882, «Отчаянные борцы» (1. «Баррикады в 1848», 2 «Франция в 1871») М 1872 и т. д. Гонтрон Бори «Красавиц Ролан или клуб висельников» 1874, «Парижские лентяи» 1873 вых. под назв. «Тунеядцы столицы» 1873 и т. д. А. Бреа (Альфред де Брега) «Дочь императора» СПб 1867, СПб 1871, «Любовница дьявола» М 1872, «Наследство Мальроа» СПб 1871 и т. д. Эль Бертэ «Шоферы или оржерская шайка» СПб 1873, «Дворянин -стекольщик» СПб 1887и т. д. Адольф Бэло «Огненная женщина» СПб 1875 (это был очень популярный и модный роман, вызвавший массу подражаний) «Ледяная женщина» 1878, «Адская женщина» М 1875, «Любовники убийцы» СПб 1875, «Статья сорок-седьмая» М 1874 Уголовный роман, «Девица Жиро, моя супруга» СПб 1870 и т.д. Август Бланкэ «Война амазонок» 1868 СПб изд. Ахматовлй (из времен Генриха IV ), «Статс-дама королевы Клавдии». У М. Э. Брэддон вышло около 50 романов, пользовавшихся большой популярностью, трудно найти образованного человека тех лет, не читавшего романы Брэддон. «Моя сестра Каролина» изд. Ахматовой , «След змеи» 2 тт (6 кн.) 1876, «Тайна леди Одлей» («Отечественные Записки» 1863 N2-5), «Под небом Англии и Индии» 1873 3-х ч. (тоже «Из края в край»/ «Состязание раджи Сулая-Дула и полковника Клейва в 1756 г.»), «Секрет прекрасной леди» М 1876 и др. А. Гуссэ(Уссэ) «Любовь во время регенства» 1859, «Полны руки роз, золота и крови» 1875, «Тысяча и одна тайна парижских ночей или сердечные драмы» М 1877. Эрнст Доде: «Журдан – головорез» 1889, «Преступление Жана Малори» 1878, «Дочь каторжника» 1881, «Расстрига» М 1889 и др. Популярные авторы уголовных романов, конкуренты Габорио, были Пьера Законнэ «Записки полицейского сыщика»: «Проклятый дом» 1875 и «Красный фонарь» 1875, «Бульварные ночи» 1877, «Камера N 7» 1879, «Заклейменный» 1880 (тоже «Позорное клеймо» 1882) и др, Генриха Коха (Анри Кох) «Гостиница тринадцати повешенных» 1873, «Три рода любви и три рода преступлений» М 1876, «История бледной женщины» 1873, «Кровь за кровь» М 1877 (из царствования последнего Валуа), Е. Шаветт :«Прокурор Брише» 1875, «Охота за миллионами» 2-х ч ( 1 «Преступление Анжелы», 2 «Капитан Ледусер») 1877, «Наследство блюдолиза» 1877 3-х ч (тоже «Роковое наследство» 1876), «Пр туманным следам» 1878, «Почему ?» 1879, «Куртизанка Шиффард» 2-х ч ( 1 «Прошлое герцогини», 2 «Проделки Боба») 1876 и др. Луи Ульбах «Записки убийцы» 1877, «Приключение трех знатных дам Венского двора (1 «Княжна Морани», 2 «Магда», 3 «Графиня Тирно») 1878, «Полина Фуко» 1861 СПб изд. Ахматовой. Чрезвычайно увлекательные были исторические романы Э. Капандю «Рыцарь курятника» 1865, 1897 СПб, «Таинственный незнакомец» 1866 спб, «Отель де-Ниорр» 2-х ч 1877 изд. «Библиотеки для Чтения», «Граф де Сен-Жермен» 1898 СПб и др., но самыми популярными у читающий публики были романы Поля Феваля, Фредерика Сулье, Эжена Сю, Понсона дю Террайля, Дюма и Ксавье де Монтепена, автора бесчисленного количества романов уголовно-авантюрного типа. «Горбунья» 1894. 1 «Марионетки-супруги сатаны» 2 тт 1883, 2 «Таинственный дом» 1882, «Каторжник» 1886, «Адская женщина» м 1875, «Красная колдунья» 3-х ч 1877, «Фиакр N 13» 1881 (был экранизирован), «Нищая» 1895, «Кровавое дело» в 3 –Х ч 1888, «Восстановленное счастье» 1909 и много других. Всего было издано, если не считать переизданий, более 50 его романов. Многое из этих произведений печаталось в журналах «Изумруд» 1877- 1981, «Библиотеке для чтения» выходивших в 1875-1880 гг., и особенно в издаваемом Ахматовой «Собрании иностранных романов, повестей и рассказов в переводе на русский язык» в Петербурге. Это издание, подарившее громадное количество переводной литературы в хороших переводах русскому читателю, выходило почти 30 лет (1856-1885 гг). К 80-м годам оплотом порнографии становится газета «Новое время» с Бурениным, писавшим под псевдонимом «Маститый беллетрист» и специализировавшийся на пикантных описаниях в своих повестях, фельетонах, рассказах. Так, в рассказе «Из записок погибшего» описывает лесбийскую любовь (сб. «Из современной жизни» 1879). В его романе «Мертвая нога» рассказывается об убийстве проститутки, подробно описаны все ее любовные похождения. «Роман в Кисловодске» описывает любовные приключения на курорте, полные мерзости. Классик в этом жанре Н. Морским (Лебедев) издает сборник «Аристократия гостиного двора», а его знаменитый «Содом» 1981 является просто клубком непристойности. Н. Немирович-Данченко пишет «Краденное счастье» («Русская речь» 1881) о сексуальных похождения девушки в маске. Даже серьезные авторы, не замеченные прежде ни в чем подобном, были захвачены этим поветрием. Так, Альбов пишет повесть «До пристани» о девушке из высшего общества, отдающейся садовнику, Ясинский во второй половине 80-х годов пишет порнографические произведения, а с начала 90-х возвращается к старой реалистической манере письма. И это все происходило в эпоху довольно нравственную (по крайней мере, внешне), когда без головного убора, к примеру, выйти на улицу, было равносильно тому, что появиться голым. Но настоящий расцвет литературы бульваров наступает в 20-м веке. «В разврате смело утопай – Других не видно и дорог». Модным становится французское слово декаденс (разложение). Русская Сафо Мира Лохвицкая декларирует «Я мех твой наполню струею вина..Властитель уехал, - войди я одна», или «Но сжимай, обнимай, - горячей и сильней, и царица рабынею будет твоей». Бальмонт пишет свои знаменитые «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, ..Хочу упиться роскошным телом. Хочу одежду с тебя сорвать!». Другой поэт возглашает «Где же мы: на страстном ложе иль на смертном колесе?». Философия этого времени выражена в стихах: «Юноша бледный со взором горящим, ныне даю я тебе три совета, первый совет: не живи настоящим..» Это состояние угара и ощущения конца света в начале 1900-х хорошо описано у очевидца того времени Алексея Толстого в романе «Сестры». Разврат и разгульная жизнь становится нормой жизни у высшего общества Петербурга и Москвы. То, что теперь с трепетным предыханием называют «поэзией серебряного века», была «поэзией трупа», потому и закончился этот «серребрянный век» так быстро, что у трупа романтичная мертвенная бледность сохраняется не долго, потом начинается стремительное гниение, разложение и смрад, декаденс одним словом. В литературе появляется много новых лиц. Студент Анатолий Каменский пишет скандальные рассказы «Леда», «Диплом», «Четыре», наполненные неприкрытой болезненной эротикой. Сергей-Ценский в «Лесной топи» («Шиповник» кн.1) рассказывает о сифилитике, Ауслендер (племянник М. Кузьмина) в «Флейте Вафила» описывает любовь со статуей, у Николая Олигера в рассказе «Вечер» прислуга растлевает девятилетнего мальчика, а у Б.Лазаревского в «Правде» и «Беде» измены, аборты, смерть. «Вопросы пола» становятся главной темой в русской литературе. Журнал «Образование» за 1908 год весь посвящен этой животрепещущей теме. В скандальной и нашумевшей повести Слезкина «Марево» (кн. V за 1908г) подробно описывают, как насилуют тетку, потом той же участи подвергается невеста, причем все это описывается с грубой сочностью, протокольно натуралистично. В VII кн. печатается «Люди» А. Каменского, в «Образовании» выходят пикантные «Однажды» г-жи Даманской, «Парадиз» Г. Чулкова, где девушка изнасилована и от отчаяния становится проституткой, «Почему?» Целдакского, в котором двое детей отдаются друг другу, и все это с физиологическими подробностями. В журнале «Лебедь» N2 напечатана повесть Вацлава Грудинского о том, как бонна соблазняет своего воспитанника. До революции выходят 20 сборников знаменитого альманаха «Земля», все посвящены вопросам пола. Вопросы пола разбирают в своих произведениях и Авдеев в «Подводный камень». «Меж двух огней», «Магдалина», Скальковский «О женщинах», Ардов «Выдающиеся женщины» и др. Книжный рынок двух столиц заполняют книги Л. Лемана «Веселая жизнь» (Сб. рассказов из жизни золотой молодежи, кокоток и апашей) 1910, Сергея Лабужского «В аду страстей» (Дневник содержанки) 1909, Марии Лаверы «За мгновение страсти» (Книга, написанная женщиной для мужчин) 1911, Лалаевой «В волнах любви» 1910, Ж. Констана «Веселые Парижские ночи» 1911, Теодора Каию «Те, которые себя одалживают» (отдающиеся) 1911, конфискованная цензурой «Приподнятая занавеска» 1914 З. А. Корецкой, «Дневник двухполого существа» 1908 Вальтера Гомона, «Женщины» («Женщины, каких много») 1908 Ола Гансон. «Девичьи годы одного мужчины» 1908 Н. О. Боди, знаменитые «Погоня за любовью» 1917 (5 изд.) Полины Вальми и «В вихре наслаждений» (Записки массажистки) А. Бернэда. Выходит собрание Камила Лемонье с его знаменитыми «Самцом» 1910, и «В плену страсти» 1910 (конфисковано), а также «Когда я был мужчиной» 1909, «В аду Шантана» 1912. С немецкого переводят «Под бичем красавицы» 1908 Р. Бремека. Даже Генрих Манн отдал дань моде в вышедшей в России «Погоне за любовью» 1910. А в Москве возникает изысканное и раскошное издательство «Сфинкс», оформлявшее издания в античном стиле, выпускавшее декаденскую литературу «Остров наслаждений» (Илл. б-ка «Сфинкс») Мариам Гарри, «Агония» и «Византия» Жана Ломбара, в античной библиотеке «Сфинкса» выходят так же «Под солнцем Афин» 1912, «Триумф Афродиты», роскошно изданная серия «Интимный кабинет истории»: «Жизнь в банях» (Интимные нравы прошлого) Кабанеса, собрания сочинений Поля Адана «Огни шабаша» 1911, «Мудрая блудница» (Стадо Клариссы) 1912 или сочинения Катюля Мендеса «Король девственник» 1910, «Дети греха», «Женщина- ребенок», Маргариты Эмери (Рашильд) «Башня любви» 1912, «Извращенные» («За пределами природы») 1912, «Маркиза де Сад» и т. д. Античность времен упадка и разложения Римской империи входит в моду у читающей столичной публики. «Последнии вакханки» 1910 Ж. Гравиньи, «Жертва любви и тщеславия» (роман из жизни древнего Египта) 1908 Л. Пьери и особенно романы Пьера Луиса. Французский поэт и прозаик, вступив в литературу в эпоху расцвета «символизма», примкнул к течению, — артистический снобизм, — которое не принимало действительности во имя «прекрасного прошлого». Классическое образование Луиса приковало его литературные интересы к античности и, в частности, к эпохе «александризма», упадочную культуру которого он стилизовал в ряде произведений. Его первый сборник стихов «Песни Билитис» («Les chansons de Bilitis» ) (Плач рабыни Билитис) настолько удачно передавал стиль имитируемой эпохи, что был принят критикой за перевод. Прозаические опыты Луиса. завоевали всеобщее признание как своими стилистическими достоинствами, так и своеобразной эротической тематикой. Культ тела и чувственной страсти, вопросы пола - основная тема в творчестве Луиса. Отсюда страсть как рабство, как сладостное страдание, как «томление», подчиняющее, но и «очищающее» в античном романе «Афродита», или в сатирическом романе «Приключения короля Павзолия». Произведения Пьера Луиса отражали упадочнические настроения класса французской буржуазии конца 19 века. И были с энтузиазмом подхвачены русской интеллигенцией.Так, М. Кузьмин написал свои стилизованные «Александрийские песни» под явным воздествием Пьера Луиса. Почти все его произведения были переведены на русский язык. Цензурным запретам из-за порнографии были подвергнуты «Женщина и паяц» издания 1908 года и «Приключения короля Павзолия», единственное изд. 1908 года. Луиса не раз экранизировалии: «Дьявол – это женщина», «Женщина и Паяц». «Афродита» и др. После первой Русской Революции 1905 г. предварительная цензура была отменена, и на книжный рынок царской России вылился поток непристойностей. Вот некоторые названия книг которые были изъяты из оборота цензурой и частично уничтожены. «Кушетка», пикантный юмористический сб. N 1 1907, В. Москевич «Веселый смех» 1906, «Безумные ночи Парижа» иэд. Новикова СПБ 1907, «Мущине женщина дает» СПБ тип Виленчик, «Новый Декамерон» неизданные новеллы Боккаччо (О падре Джованни) СПБ 1907 изд. Новикова (приложение к журн. «Солнце Красное»), «Правила Фаллуса», как достичь величайшего блаженства в супружестве. М (1908), роман в 2-х частях: 1 «Рассказ девушки», 2 «Я женщина», Захер-Мазох «Венера в мехах» изд. «Тайны Жизни» 1908, Виктория дю Соссье «Девушка с прошлым» 1908, ну, и его знаменитые «Записки кушетки» , «Тайны женского туалета» 1 Дамские панталоны (авторство приписывают Графу Амори), предисл. Армана Сильвестра, Дон Бочар «Сто одна первая брачная ночь в Москве или верхом на духе Базилох» Сенсационный роман Вып 1, У Дона Бочара многие его тоненькие книжки (16 стр.) были запрещены: «Первая ночь новобрачной», «Белая рабыня» и т. д., В. П. Руадзе «К суду!...Гомосексуальный Петербург» 1908 спб., Камил Лемонье «В плену страсти» М 1910, «Молитва телу» 1916 Вл.Королевича, «Между друзьями» 6 ч. (Поэтические произведения эротического содержания) Анны Мар, «Ванда Захер–Мазох, без маски и без мехов» К. Фелики и фон Шлихтегроль, «Брак втроем» М 1910 А. Решаль и много других. Чтобы попытаться обмануть цензуру, частные издательства часто выпускали псевдо медицинские книги, которые камуфлировали откровенную порнографию: А. И. Гильденбанд «Мир половых страстей» (Брачные и безбрачные наслаждения) 1912, Аббед Поль «Любовь и ненависть античного мира» 1911, д-р А. Моль «Половые извращения» 1907, Ганс Фреймарк «Оккультизм и сексуальность» изд. «Сфинкс», Август Форель «Половой вопрос» (много изд.), Жафф-Кафейнон «Эротические помешательства» (Эротомания-Сатиризм-Нимфомания- Приапизм-Фетишизм) 1907, Ганс Рау «Извращения в любви» (Опыт половой психологии) 1907, А Беков «Извращения половой жизни» (Жестокость половых чувств) 1908, И. В. Ушаковский «Люди среднего пола» 1908, Освальд Ганс «Мужская проституция» 1908, В. Бибиков «Продажные женщины» (История проституции с древнейших времен до наших дней) и так далее. Периодика. Самый известный и скандальный альманах тех лет «Жизнь» 1908, в котором в каждом произведении насиловали женщин («Морская болезнь» Куприна, «Грех» В. Муйжеля, «Любовь» Айзмана, «Портрет Скуратова» Крачковского и др.) вышел громадным по тем временам тиражем в 12 тысяч. Сразу же нашлись подражатели. «Женщины» N 1-2 1910 г. (сразу конфискованный), «Любовь» 1910, «Смерть» 1910 с илл. Ропса, «Грезы» 1908, «Сатанизм» 1913, популярные «Афинские ночи» сб. 1-2 1908. Следом вышли альманахи «Египетские ночи» 1908 (с Пьером Луисом, Прево, Монруа и др.), «Коринфские ночи» 1908, «Фиал страстей» 1910. «Грех» 1911, «Амурные похождения» М 1908, «Бульварные ночи» 1908, в других городах тоже издавалась подобная литература:«Одесский Дон–Жуан» 1905 Одесса, «Книга без названия, веселого содержания» 1905 Одесса и многие другие. Из журналов самые известные были «Афродита» 1911 N 1-14, выпускавший в приложении эротические романы, и «Ночи безумные» 1907-1908 N 1- 50, N 1-7. Выходили также «Вопросы пола» 1908-1909гг., «В омуте любви» 1907, «Ночь любви» 1908 N 1-2, «Адонис и Венера» 1908, «Пикантная библиотека» М 1908 N 1-12, «Флирт» и много других. Почти все они прекращали свое существование на первом или втором номере, запрещенные цензурой. Исключением был, пожалуй, только «Весельчак», закрытый летом 1918 года уже Советской властью за порнографию. Наиболее известными бульварными писателями, написавшими не менее, чем по 50 романов, были Екатерина Дубровина, написавшая «В тенетах любви», «Жизнь за жизнь», «Под натиском страсти», выходившие в бульварно- уголовном изд. Каспари, Николай Гейнц ,писавший кроме исторических романов, уголовные «Два трупа» и его продолжение «В царстве шантажа и легкой наживы», «В паутине любви» и др. Николай Животов «Макарка-душегуб» 1907, «Цыган Яшка» 1908, «Тайны двух клубов». А Лавров, выпустивший ряд популярных романов «Змея в кольце», «Манчуржское золото», «Под волнами Иматры», «Царица хунхузов». Капиталина Назарьева «Бубновый король», «В когтях нищеты», «Над пропостью». И. Пономарев «По кровавым следам», «Жертвы любви», «Живой товар» 1913, Н. Попов «Алим, крымский разбойник» 1895, «Паразиты Петербурга». Александр Цеханович «Петербургская Нана», «Темный Петербург», «Русский Рокамболь».Среди исторических романов Н. Чмырева выделяется пользовавшаеся большой популярностью бульварная «Психопатка.Тайны сумсшедшей блудницы» 1885. У Н. Брешко-Брешковского первая его книга «Карнавал смерти» (Итальянские легенды и р-зы) вышла в 1908. Потом стали выходить «Петербургская накипь», «Ремесло сатаны» 1916 и т. д., много печатался и после революции в эмиграции. Ольга Бебутова печаталась с конца 19 века, но популярность пришла после 1905 года. «В золотом потоке» 1909, «Варвары XX века»1915, «Кровавый полумесяц» 1915 и многие другие. Печаталась также и после Революции в эмиграции. Особой популярностью пользовались у дореволюционной публики любовные романы Вербицкой и Нагродской. Из менее известных Н. Добронравов «Дочь палача» 1910, «Страшная ведьма за Днепром» 1916 изд. Сазонова, «Красавица с того света» 1910 и др. (его книг практически нет в наших библиотеках, они все были утрачены). Королем бульварного романа в царской России называли Ипполита Павловича Рапгофа, известного под всевдонимом графа Амори. Музыкальный критик, первый в России распространитель граммофона и грамзаписей — и один из самых знаменитых в России 1910-х годов бульварных писателей. Тогда же по его сценариям было снято около двадцати авантюрных кинолент. Рапгоф происходил из аристократической семьи, был человеком образованным и преподавателем Пажеского корпуса. Но, не то за растление малолетней, не то за склонение кадетов к педерастии был с позором изгнан со службы. Тогда Рапгоф решил посвятить себя литературной деятельности, и под звучным псевдонимом Граф Амори начал печатать кое-где в еженедельниках маленькие рассказы. Но вскоре он убедился, что такой литературный труд не дает ни славы, ни денег. Впрочем, он более жаждал денег, чем славы. Быстро переключился на более прибыльный род литературы и стал писать ананимно порнографические книги: "История дамских панталон", "Безумные ночи Парижа" и так далее в том же роде. Книги эти он издавал сам и сдавал на комиссию букинистам, зарабатывая большие деньги. Граф вскоре стал кумиром любителей бульварной литературы, дебютировав в Комаровском журнале "Свет" с романом "Тайны японского двора", вышедшего позже отдельным изданием тиражом в 500 экземпляров и полит. романом-хроникой «1905 – кровавый год» (1906), для к-ых характерен репортерский стиль. Репутацию бульварного писателя ему составили многочисленные романы, появившиеся с 1912 по 1915. Выступив с позиций поборника нравственности против развиваемых в романах Вербицкой и Арцыбашева теорий «свободной любви» и гедонистического отношения к жизни, опубликовал «продолжения» этих романов: «Побежденные» (1912) и «Возвращение Санина» (1914), принесшие ему скандальную известность. В дальнейшем писал по нескольку романов ежегодно. Их тиражи составляли уже по 10 тысяч каждый, что для России считалось очень большим. Кроме излюбленных авантюрных сюжетов это были и продолжения уже известных сочинений. В то время много шуму наделала вышедшая в свет первая часть "Ямы" А. И. Куприна. Читающая публика с нетерпением ожидала выхода второй части "Ямы", но Куприн медлил с ее написанием. Как-то неосторожный писатель сообщил репортеру вечернего выпуска газеты "Биржевые ведомости" план второй части своей повести. План был напечатан в газете. Вскоре на книжном рынке огромным тиражом появилась книга под заголовком: "Вторая часть "Ямы" А. Куприна с предисловием Графа Амори. Почтенный "граф" воспользовался планом, моментально, как говорится, в два счета, закончил повесть, издал ее сам и заработал немалые деньги. (убрав из "Ямы" Куприна антисемитские пассажи). Читатели полагали, что повесть написана Куприным, а какой-то почтенный критик написал к ней предисловие. Куприн взбесился и собирался привлечь "графа" к судебной ответственности, но это ему не удалось. Как оказалось, Рапгоф юридически имел право выпустить такую книгу. Вся суть была в точке в заголовке перед фамилией графа. Точка устанавливала авторство именно Рапгофа. Такую же штуку сыграл Рапгоф и с писательницей Вербицкой, книги которой расходились большими тиражами. Вербицкая написала первые части романа "Ключи счастья", а Рапгоф моментально выпустил окончание романа под заголовком: "Окончание "Ключей счастья" А. Вербицкой, с предисловием Графа Амори. Первая мировая провела черту: Рапгоф, повсеместно уже известный как граф Амори, переехал на жительство в Москву. В старой столице он отдал дань другому чуду техники, не шедшему уже с граммофоном ни в какое сравнение: это было кино. Любовь была взаимной: по сценариям Амори сняли два десятка фильмов - таких же авантюрно-приключенческих, как его романы. Кое-что по мотивам Достоевского и Мопассана, другие – на политические темы – о зверствах немцев в оккупированной Польше, о «кровавом воскресенье», о провокаторе Азефе , о событиях 1905 года, которой Амори некогда посвятил целую книгу. Первая работа в кино был фильм Ю. М. Юрьевского «Подложный ребенок» 1915 (пр-во АО «А. О. Дранков и Ко.») по сценарию Ипполита Рапгофа под псевдонимом Граф Амори. Следом «Creo» М. И. Быстрицкого выпустило двухсерийную драму П. И. Чардынина «Любовные похождения госпожи В.» по определению В. Е. Вишневского, «едва ли не самый невероятный по своему цинизму фильм на сюжет одноименного порнографического романа Графа Амори.» Позже выйдет и знаменитый первый русский сериал «Сонька - золотая ручка», состоящий из 8 серий, снятый по его роману. Романы Амори, как правило, были написаны в авантюрном жанре: это либо «модернизации» плутовского романа из купеческо-мещанской жизни («Золото и кровь» (1912), «Банкир-преступник»(1913)), либо альковные истории из жизни аристократов («Рабы страсти»(1913), «Сановные шалости» (1915)). Нек-рые произведения спекулировали на интересе к известным современникам – «Дочь Вильгельма II. Придворный скандал» (1914); пикантный роман. «Любовные похождения мадам Вербицкой» (1913) состояла в использовании автором фамилии и нек-рых слухов о частной жизни популярной писательницы. «Тайны Апраксина двора» 1914, «Тайны Невского проспекта» 1914, «Кровавый след» 1914, «Графиня – артистка» 1916, «Власть тела и раскрепощенный брак» 1917, «Новый цыган Яшка» 1912 (продолжение уголовного романа Н. Животова) и т. д. А затем были революции. И была последняя глава жизни - самая загадочная. Документальных сведений о том, как и где умер Рапгоф-Амори, не существует. Есть легенда , основанная на опубликованных в Италии мемуарах, в которых, как рассказывает современник, Амори в последний раз блеснул своими талантами в 1918 году. Во главе небольшого отряда он захватил тогда городское управление Ростова-на -Дону и объявил там анархическую республику. Через день столь причудливое государство было свергнуто, а его основателя расстреляли. Но это все легенды. На самом деле в это время Ипполит Рапгоф был в Москве. По воспоминаниям современников, во всех трамваях города тогда были развешены большие плакаты «Анархия любви» Лекция. Читает граф Амори. В начале 20-е годы напротив Храма Спасителя дом 2 можно было поесть: «Дешевые вкусные обеды в столовой» от Графа Амори. Он продолжал выпускать «Желтый журнал», который начал выходить сразу после Февральской революции. Издавал он и пачки брошюр, типа «Тайны русского двора» (Любовница императора), которые выходили в Харькове в выпусках с продолжением. В 1922 году вышел его «Новый Декамерон». Сохранилось описание Графа , оставленное одним мемуаристом в 1920 г.: «Когда я завтракал, ко мне подошел напоминающий провинциального актера мужчина среднего роста с брюшком, рыжий (У Амори была большая рыжая борода) с невыразительным лицом и хитрыми серыми глазками. Глядя на мои сборники и книжечки, он спросил, не пишу ли я стихи. Услыхав утвердительный ответ, мужчина отступил на шаг и отвесил церемонный поклон и представился : - Продолжатель сенсационных романов граф Амори». У Ипполита Рапгофта был сын. Молодой простецкий парень с угреватым лицом, работавший мелким служащим на железной дороге. И не любивший вспоминать о своем отце. Последний кто вспоминает Графа Амори был В. Лидин в своей книге «Люди и встречи». Он видел его здравствующим где-то в середине 20-х. Перед самой революцией большой популярностью пользовались Владимир Ленский, выпустивший два собрания своих сочинений «Астарта» 1917, «Под гнездом аиста» 1913, «Белые крылья» ч.1-2 1916. Марк Криницкий «Маскарад чувств» 1916, «Вами казненный» 1914 и особенно скандальные «Дорога к телу» 1916. (После Октябрьской революции Криницкий попытается приспособиться к изменившимся условиям и выпустит «Светозар Октябрев» 1925, «Девушка с Ладоги» 1927, «Брат мой Каин» 1928 и др.). В собрании сочинений Семена Юшкевича выходит «Леон Дрей» 1911, изобразивший еврейского Дон Жуана, делающего карьеру с помощью женщин. По откровенности эротических сцен во многом превосходил все, что до этого писалось. В 1915 роман была экранизирован. В смутное время конца 1917- 1918 годах, воспользовавшись временным отсутствием цензуры, выходят откровенно порнографические произведения. Так была впервые издана без купюр «Женщина на кресте» 1918 Анны Мар. В издательстве «Альцион» выходит полный текст «Гаврилиады» с предисловием Брюсова. Одним из видов бульварной литературы были романы и сериалы в выпусках, очень популярные в последнее десятилетие перед революцией. Самым крупным и лучшим было издательство «Развлечение» с цветными яркими обложками на каждом выпуске. Среди самых известных выпусков «Пещера Лихтвейса» 1913 74 вып. по 32 стр, «Палач города Берлина» 75 вып. по 32 стр, «Парижские тайны» 50 вып., «Гарибальди» 70 вып., «Индийские вожди» 65 вып., «Лорд Листер» 16 вып.(выходил так же в «Гаупт» СПБ 54 вып., «Оживление» 6 вып.), «Пат Коннер» 20 вып., «Тяжелый крест» 32 вып. Но самыми известными выпусками были «Ник Картер» 105 вып. (выходил так же в «Отраде» 18 вып. по 48 стр., «Оживлении» 6 вып по 32 стр), «Антонио Перро, грозный мститель» 36 вып, «Шерлок Холмс» 98 вып и «Нат Пинкертон» 150 вып. (выходил также в изд. «Отрада» 46 вып. по 48 стр., «Оживление» СПБ 6 вып. по 32 стр.) Среди других издателей «Отдых»: «Этель Кинг» 14 вып. (выходил также в «Увлечении» 20 вып. по 32 стр.), «Приключения Рокамболя» 50 вып. по 32 стр., «Джон Вильсон» 16 вып., «Билль Канон» 5 вып. Издательство«Отрада» СПБ : «Тайный совет окуультистов» 17 вып. по 32 стр., «Интимные любовные истории» 16 вып. Издательство «Кинематограф» СПБ :«Лориана, руководительница шайки воров». Но главный издатель романов в сериях была Варшава. Издательство Любич: «Андрей Петров» 60 вып. по 32 стр., «Буффало Биль» 5 вып. по 32 стр., «Венецианская невеста» 70 вып., «Воздушный пират» 70 вып., «Графиня Чарская» 40 вып., «Интересные приключения известных полицейских агентов» 14 вып., «Маргарита Стэнель» 90 вып., «Тунгас – благородный олень» 33 вып. Другим крупным издательством в Варшаве было издательство «Кауфман»: «Гений сыщик Нотори» 14 вып. по 32 стр., «Герой Дикого Запада» 43 вып, «Графиня труженица» 40 вып., «Гроза краснокожих» 70 вып., «Зигфрид- король чемпионов» 100 вып., «Знаменитый экспроприатор» 100 вып., «Тайна сестры милосердия» 70 вып. и т. д. Самым известным сериалом вышедшим в Варшаве была «Графиня – нищая, или судьба графской дочки» 100 вып. 1987 стр. (в начале каждого выпуска 1 цв. илл.), вышел в изд. Левинсона. Все выпуски были анонимные, но некоторые авторы все-таки были известны. Так, «Рассказы про дикого человека» вып. 11 1905 изд. 8-е. автор Д. А. Коропчевский, «Новый сенсационный роман. Итальянский разбойник Музолино» 20 вып. 1902 Одесса автор Н. Ильшевич, «Страшные тайны Китайского двора» 20 вып. 1905 Варшава изд. Мерецкого, автор Арнольд, «Ирма. дочь преступника» 1908 изд. «Гаупт» автор Г. Берген и т. д. Все это огромное напечатанное количество всевозможных выпусков не сохранилось до наших дней, многое погибло, что-то украли, и в главных библиотеках страны хранятся только их жалкие остатки. Несколько хороших подборок романов в выпусках и сериалов осталось только у двух-трех коллекционеров.

Admin: http://staroekino.narod.ru/Pier_Luis.html О Пьере Луисе и бульварной литературе в царской России 3. Среди других разновидностей бульварной литературы были и «страшные романы». Романы ужасов появились в России вместе с первыми переводными книгами. Готические романы Анны Радклиф, «Монах» 1802 (и более ранние издания) Метью Грегори Льюиса, знаменитый «Старый английский барон» Клары Рив, «Подземелье или Матильда» 1794 3 ч. Софии и Гарриет Ли, романы Дюкре Дюминила «Алексис, или Домик в лесу» 1794 1-4 ч. и др., немца Х.Г.Шписа «Сумасшедший или Гонимые судьбой» М 1801, и очень популярные «Старик везде и нигде» М.1808 1-3 ч и его продолжение написанное К. Гершелем. Выходили оккультные и мистические произведения «Дух Эрика фон Зикингена» 1795 6 ч. Людвига Бачко, или «Рассуждение о воскрешении мертвых» 1796 Афинагора, афинского философа. В 30-е годы у читающей публики пользовался большой популярностью фантастический роман «Мертвый осел, или Гильотинированная женщина» М 1831 Жюля Жанена, а также его «Фантазии» 1834. Выходят «Стелло или голубые бесы», повести рассказанные больному черным доктором, 1835 2-х ч. А. Виньи. В журналах печатают Людвига Тика. Но вообще жанр ужасов после русских романтиков и до конца 19 века был не сильно востребован. Выходили только отдельные переводные произведения. «Блуждающие мертвецы» (Хроника одного кладбища) М 1876 1-2 ч. Ламота-Лангона, «Женщина вампир» СПБ 1880 Б-ка «Мирского толка» Анри Моснэ, произведения Ле-Фаню, так в изд. Ахматовой вышла «Камила», «Комната в гостинице «Летучий дракон» 1872, «Шах и мат» 1873, «Дядя Сайлс» 1865 и др., «Любовь мертвеца» М 1881 Вакано, «Из фантастических рассказов» (1 «Ночь среди мертвецов», 2 «Король фальшимонетчиков») М 1882 К. Дебана, «Оборотень или двести лет назад» 1893 в 2-х ч Ионга (Иондж), Желиховская пишет «рассказы с ужасами»: «Фантастические рассказы» 1896, выходили также оккультные романы Карла де Прела «Крест над Глетчером» и др. Н. С. Инзарцев пишет «Пан Радич или страшные ночи за Днепром» 1897 (из народного предания), а Янович «Кровавого призрака» в 2-х ч. Ныне забытый С. Кармен выпускает «Омуль-замок ведьмы» 1896, «Олинья долина» 1896 спб и др. Выходит «Золотое зеркало» 1912 Я. Вассермана. Дубровина среди множества ее романов написала и один роман ужасов «Мертвецы –мстители» спб1888. Интересный роман «черного колдовства» написал и Вл. Ленский «Черный став» 1917, Скалдин, тяготеющий к фантастике в сб. своих стихов 1912 г., публикует «Гадание», «Черный рыцарь и смерть» и издает свой странный и фантастический роман «Странствия и приключения Никодима старшего» 1917, которым перед революцией, по словам Блока, зачитывалась вся русская интеллегенция. В начале 20-го века И. А. Новиков, ставший впоследствии известным советским писателем, увлекается писанием мистических романов «Из жизни духа» 1906, «Золотые кресты» 1908. Оккультные романы выпускает Эльснер-Коранский «Рыцари духа» 1915, «Железный доктор» 1903, «Бес ликующий», «Грозный идол или строители ада на земле» и К. Гелльрупа «Вечные странники». Николай Шелонский пишет фантастический роман «В мире будущего» М 1885 и мистический с элементами ужаса «Братья Святого Креста» 1898. .В начале века в России выходят и переводные романы ужасов «Вызыватели мертвых» 1912 ( прил. к ж. «Свет») А.Бенсона, «Приведения Хильтонского замка» 1908 Н.Бриссета, «Странные истории» Д.И.Бирбаума, «Проклятые дома» (р-зы о приведениях) 1908 Чарльза Г.Гарпера, «Ужас» 1909 изд. Суворина Мориса Левеля. Издают Густава Беккера «Органчик» 1905, «Избранные легенды» 1896 изд. Суворина, «Чертов крест» 1899. Выходит фантастический роман Вильгельма Йенсена «Градива» 1912. Э. Самайкос пишет жуткую повесть о мертвеце, преследующем живых «Тот другой» (в «Вестники Иностранной Литературы»), А. Н. Будищев, будучи эпигоном Достоевского, публикует страшный и абсолютно атмосферный рассказ «Страшно жить» (в сб. «Страшно жить» 1917), в Варшаве издают роман в выпусках «Женщина-демон» 1904 в 51-ом вып. Р.Штума. В изд-ве Маркса печатаются знаменитые рассказы ужасов в 2 книгах 1912 Ганс Гейнц Эверса (автора романа «Альрауна» 1913). В подражание Эверсу Владимир Келер в изд. Маркса издает свои рассказы ужасов «Браслет Изиды» 1914 и «Глаза зверя» 1916. Выходит Граф Дракула Брема Стокера и подложное продолжение «Вампиры» 1912, фантастический роман из семейной хроники Дракулы-Карди, подписанное бароном Олшеври. Даже будущий польский классик В. Реймонт пишет роман ужасов «Вампир» 1912 изд. «Польза», а Осип Шубин следом тоже пишет о вампирах в повести «Чары полнолуния». В издательстве «Сфинкс» выходит библиотека ужасов в 12 томах, в которую входят «Человек без лица», «Невинный убийца» А. Буассера, «Тайна доктора Альберта» Брешко-Брешковского, «Коралловые четки» А. Вильяма и другие романы. Но главным поставщиком такой литературы в дореволюционной России была Вера Ивановна Крыжановская (1857- 1924), автор многочисленных оккультных романов, писавшая под псевдонимом Рочестер, жена камергерга Семенова, известного спирита. Жила на Невском проспекте, 54. Первая книга вышла на французском «Эпизод из жизни Тиберия» 1886. На русском выходили с 1893 года «Сим победиши» 1893 (из времен Константина IV). «Торжище брака» 1893, «Месть еврея» 1893 (в Риге выходила под названием «Немезида»), «Геркуланум» 1893, «Царица Хатасу» 1894 в 4-х ч. Подобно Зигмунду Красиньскому, писавшему исторические романы ужасов («Агай –хан», «Могила семьи Рейхсталей», «Иридион» 1914 («Польза» N 234-235), Крыжановская, сформировавшаяся под влиянием западных течений – готического, фантастического романа, и бывшая крупнейшим представителем в России жанра «роман ужасов», использовала часто для этого историческую канву, хотя писала и бытовую прозу, не брезговала она и антисемизмом («Мертвая петля»), как впрочем, и другие бульварные авторы, (см. «На баррикадах» А. Пазухина, рисующего революцию 1905 года, как результат еврейского заговора). Наиболее заметные ее романы «Железный канцлер древнего Египта» 1899 (много переизданий), в Риге вышедший в 2-х книгах под названием «Адон» и «Сыны Адона», «Варфоломеевская ночь» 1896 в 3-х ч. (издание редкое, перепечатовалось только в Шанхае в 20-е годы), «Тамплиеры» 1904, продолжение романа: «Служители зла» (Люциферяне) 1904, «Фараон Мернефта» 1907, пенталогия «Эликсир жизни» 1901 (первый роман получился лучше всего), «Блаженные нищие духом» 1898 (оккультный роман), из ее черной серии романов: «Дочь колдуна» 1913 (переизд. 1927 Берлин), один из ее лучших романов, «Адские чары» 1910, «В царстве тьмы» 1914, «Нахэма» 1912 (средневековье, вампирская повесть), «Бенидиктинское аббатство» 1908 (готический роман), «Во власти прошлого» 1913, «Два Сфинкса» 1890 3-х ч. и т. д. Крыжановской было написано более 40 романов, писала она также и повести и рассказы. Большая часть ее книг в крупнейших библиотеках страны не сохранилась, что-то из ее романов переиздали, остальное все хранится только у коллекционеров. В эмиграции, судьба ее сложилась трагически, она ничего практически там не писала, выходили только ее давно написанные романы, главным образом, в Риге, под новыми названиям. Работая на лесопильне, Крыжановская от непосильного труда надорвалась и рано умерла. Ее единственная дочка (муж уже к этому времени умер) уехала в Берлин, где тоже вскоре умерла от туберкулеза. Несколько слов об изданных книгах жанра ужасов после революции. Наиболее известные примеры из вышедших в эмиграции фантастических романов и романов ужасов: «Братство Вия» 1925 Берлин Павла Перова, «Свет-победитель» 1925 изд. «Новый Сад», историко-оккультный роман из времен древнего Египта Е. А. Пасынкина, «Мир любви» (Роман-легенда) 1931 Л.Кормчего (Леон Перагис), «Пугачев – победитель» 1924 изд. «Медный Всадник» М. Первухина (Историко-фантастический роман о том, что бы было с Россией, если бы победил Пугачев.) и некоторые другие. Но самым интересным был, пожалуй, «демонологический» роман «На берегах Ярыни» 1930 Берлин Ал. Кондратьева, написанный хорошим языком и наполненный образами русской мифологии: русалками, домовыми, лешими, колдуньями и т. д. В России выходили «Театр ужаса» (Гиньоль) сб 1 1923 (пьесы Евгения Вольтера, В. Трахтенберга, Г. Леру) В советское время бульварная литература никуда не делась, сменились только авторы. У непманской публики стали пользоватся популярностью романы итальянских авторов Гвидо Да Верона «Ад живых людей» Л.1928, «Женщина, которая изобрела любовь» 1928 изд. «Космос», «Клео» 1927, «Жизнь начинается завтра» 1928 изд. «Космос» и др. и Анны Виванти «По газетному объявлению» 1925, «Конкурс красоты» 1928, «Мария рассказываяТарновская» (история известной международной авантюристки) и др. Не отстают и французы. Романы Виктора Маргарета «Женщина холостяк» 1924, «Твое тело принадлежит тебе» М. 1928, «Женщина в пути» М.1 925. Анри Дювернуа «Супруги» л 1926, «Сын мужа и сын жены» П 1923, «Парижане» 1928. При содействии Горького выходят «Мощи» 1926-1927 в 3-х тт. Иосифа Калинникова, приобревшие большую популярность в широких слоях современного мещанства, это рнаментальная проза о развратных нравах, царящих в монастыре, и названая в советской прессе порнографической. Четвертый том «Пещь огненная» выходит уже только в Берлине. Вопросами пола занимлись Н. Никандров «Рынок любви» 1924, «Путь к женщине» 1927, Пантелемон Романов «Товарищ Кисляков» 1930, Лев Гумилевский «Собачий переулок» 1928 и другие. Фома Опискин Санкт-Петербург http://staroekino.narod.ru/

Антон: Не, ну реально хорошая статья. Человек не байки пересказывает, а действительно ходит в библиотеку. К тому же объём статьи ограничивает. Тут книги писать можно! И ведь хочется поцепляться к отдельным моментам - но понимаешь - НЕ НАДО!!!

Сан-Антонио: По фактуре - да, статья-блеск! Только встречаются маахонькие небрежности в некоторых иностр. именах и фамилиях. Дорев. переводчики конечно озвучивали все как хотели, были и Черлоки Гольмсы и Пинкэртоны (если верить Книжной летописи), поэтому очепятки в именах типа Фортюна, Гонтрон и Эль не столь существенны, но оч. сомнительно, что были именно такие версии фамилий в рус. изданиях полузабытых ныне авторов: Генрих Кох (Анри Кох) - хотя он Анри де Кок (или как еще писали на титуле Генрих-де-Кок, кстати сын Поля де Кока, упомянутого в данной статье) «Тайны инквизиции» Фераля - хотя они выходил у нас за подписью Фереаль или Ферреаль (псевд. мадам де Сюбервик) Антонио Перро - хотя он Антонио Порро «Гений сыщик Нотори» - хотя он "Гений-сыщик Нободи" Порой такие мелочи затрудняют (а то и заводят в тупик) поиск дополнительной инф. в каталогах, книж. летописях и при поиске информации на ин. языках по ключевым словам. Но статья сама по себе - уникальная. Такой объем редчайшей информации вызывает только восхищение!

Антон: Сан-Антонио пишет: были и Черлоки Гольмсы и Пинкэртоны (если верить Книжной летописи) Да и без летописи можно

Сан-Антонио: Еще инфо-цитата: Александр Горянин. О “Копилке” и о детективах << Перед первой мировой войной что-то сдвинулось. Сила зарубежного примера оказалась непреодолимой. Замелька-ли “уголовные романы” собственного производства: “В ому-те темного царства” неведомого П.В.Глебова, “В сетях во-ров и грабителей. Записки сыщика Зуборева” плодовитого Христофора Шухмина, “ Антон Кречет” М. Раскатова, “В Сибири” Станислава Окрейца, “Похождения короля русских сыщиков” П.Орловца, “Убийство княгини Зарецкой” вовсе без автора... Нечто подобное происходило и в Германии, там тоже успел объявиться “король германских сыщиков” Франк Гардинг. Но вскоре в обеих странах стало не до того. Настоящий детектив не успел родиться ни там, ни там. Когда же отгремели войны и революции, не кто иной как Н.И.Бухарин, бросил у нас клич, что Советской стране нужен свой, “красный Пинкертон”. Очень надеюсь встретить этого Пинкертона в только что начатой 30-том-ной серии “Советский детектив”. Пока что он, неулови-мый, мне не попадался. Мало кто толком знает о судьбе русского детектива в эмиграции. Он не расцвел и там, хотя чем-то рубрика все же представлена. Неутомимый Н.Н.Брешко-Брешковский (1874—1943), прославившийся шпионскими романами еще в России, сыпал как из рога изобилия книгами: “Женщи-ны, кровь и бриллианты”, “Мировой заговор”, “Бежавший каторжник”, “Тайна мертвых песков”, “Рукою палача”, “Сокровище Алмаз-Хана”, “Царские бриллианты”, “Стависский — король чеков” и т.д. (всего около сорока). Более скромные взносы, по одной книге каждый, сделали Андрей Зарин (“В поисках убийцы. Криминальный роман”. Рига, 1925), И.Н.Склауни (“Записки русского детектива”. Па-риж, 1932), некто укрывшийся за псевдонимом “барон фон Грюнвалиус” (“Земля Тиан. Детективный роман”. Тяньцзин, 1930), Андрей Ренников (“Зеленые дьяволы. Детек-тивный роман”. Париж, 1937), Владимир Крымов (“Сенсация графа Азара. Детективный роман”. Париж, 1940). Особня-ком стоят “Воспоминания русского Шерлока Холмса” Арка-дия Францевича Кошко (1867—1929), бывшего начальника московской сыскной полиции, напечатанные в 23 номерах парижского еженедельника “Иллюстрированная Россия” за 1926 год. Не менее двух десятков авторов русского происхождения проявили себя в детективах, написанных на иных языках. Едва ли не первым среди них стал англоязычный Александр Николаевич Романов (1881—1945); большинство своих книг (“Челночный караван”, 1925, “Сталь и нефрит”, 927, “Бунгало на крыше”, 1931 и др.) он подписывал псевдонимом Ахмед Абдулла — видимо, отдавая дань тому обстоятельству, что его мать была крымской татаркой, книги его у нас неизвестны, зато в предвоенные и военные годы на наших экранах прошло немало фильмов по его сце-нариям, включая знаменитого “Багдадского вора”. >> http://detective.gumer.info/txt/gorianin.doc

Антон: Заценил вчера книгу Автор: Н. А. Купина, Н. А. Николина, М. А. Литовская Массовая литература сегодня http://www.ozon.ru/context/detail/id/5040201/ Есть большой раздел "От пинкертоновщины к". Душераздирающее зрелище. И слова-то вроде все правильные. Но всё сдернуто из Корнейчука, Зоркой, статье о Гинзбург и ещё пары статей. (Не Опискина! увы). Опять 105 выпусков Ника Картера и 150 Пинкертона, и прочая, и прочая, и прочая... А ведь это учебник! Обидно. Надо будет купить и поразвлекаться на досуге - ляпы повыискивать.

Антон: Процитирую себя же с сайта 221б. Речь шла о статье Корнейчука "Нат Пинкертон и современная литература". О да, это известнейшая статья! Её до сих пор, ничтоже сумняшеся, перепечатывают разные литературоведы. Хотя данные, приведённые в ней, мягко говоря, сомнительны. Вот, например, чудесный пассаж: Недавно мне попалась такая цифра: в одном только Петербурге за один только май месяц этого года – по самым официальным сведениям - сыщицкой литературы разошлось 622 300 экземпляров. Значит, в год этих книжек должно было выйти в Петербурге что-то около семи с половиной миллионов. «Как будто цифра не так и велика», - подумал я и для сравнения нашел другую цифру. Эта другая цифра напечатана в «Биографии...» Достоевского. Там сказано, что в 1876 году в двух тысячах экземпляров вышло «Преступление и наказание» и что эти жалкие две тысячи продавались с 76-го по 80-ый год, и всё никак не могли распродаться. А это было в эпоху высшей славы великого писателя, когда, по словам его биографа, он «истинно гордился успехом своих сочинений» (Биография, письма и заметки из записной книжки. Спб, 1883). Две тысячи экземпляров в пять лет, - и величайший из гениев нашей земли гордится такой громадной цифрой. Две тысячи книжек в пять лет – это четыреста книжек в год. Столкните эти две цифры – и вы поймёте, почему я говорю о потопе. Лучшая книга лучшего писателя в лучшую пору его славы отмечена цифрой 400, а бред и бормотание каких-то ашантиев и готтентотов отмечаются цифрой семь с половиною миллионов. Барахтаются, цепляются эти четыреста, но миллионы идут, как стена, и возрастают в страшной прогрессии, и все великое делают призраком, а себя устанавливают в мире как единый факт и реальность. Внушает? Ведь правда, внушает? 400 и 7.5 миллионов! А ничего так, что сорок лет прошло между двумя этими числами? Да ещё каких лет! 1876 - 15 лет спустя отмены крепостного права. Ещё даже новое поколение не выросло. Народ в города потянулся, но ещё не массово, нет. Грамоте в ЦПШ, конечно, обучают, но на чтение времени нет. рОманы по-прежнему остаются салонной утехой. Читают, предают из рук в руки. Особливо этакие томища, как ПиН! Да и денег, однако ж, стоят... 1907 год. Миллионы и миллионы рабочего люда, гимназистов, эпоха всеобщего стремления к чтению... Не забываем - русско-японская война, первая революция подстегнула образование. Письма, листовки, бюллетени писались и читались массово! Книжечки "про сыщиков" ценою в 5 копеек в каждом киоске... Продолжать? Чутка с цифрами. Во-первых, годовой тираж "сыщиков" составил не 7.5, а в два раза меньше - всего 3 млн. Тоже, конечно, не мало. Но зачем и 3 млн. сравнивать с 40-летней давности цифрами? Давайте таки возьмём цифры года 1907-го... В октябре 1907 года начала выходить "Универсальная библиотек" в издательстве "Польза Антика" - Метерлинк, Гамсун, Пшебышевский, Уайлд и др. Брошюрки ценою в 10 копеек. Тиражи сыщиков - 20-25 тыс. в месяц, универсалов - 12-20 тыс. в месяц. За два года сыщиков нарисовалось 5-6 млн., универсалов - 3,5 млн. Проигрыш уже не 400 к 7,5 млн., как утверждает Корнейчук, а всего в два раза!! Но если мы взглянём на цены - 5 коп. сыщиков против 10 коп. универсалов, то с удивлением обнаружим, что гимназисты, рабочие и прочие лавочники тратили на мейнстримщиков РОВНО СТОЛЬКО ЖЕ, сколько и на сыщиков!!! Вот и всё. Конец очередного литературного мифа...



полная версия страницы