Форум » Реализм. Классики и современники » Оноре де Бальзак (1799—1850) — гений из Тура, ровесник Пушкина, отец романа-фельетона » Ответить

Оноре де Бальзак (1799—1850) — гений из Тура, ровесник Пушкина, отец романа-фельетона

Admin: Оноре де Бальзак (1799—1850) — гений из Тура, ровесник Пушкина, отец романа-фельетона. Почему именно он? Ведь он же как-бы... э-э... не приключенческий? А Вы поинтересуйтесь. Бальзак он — всякий. Он даже Дюма обогнал на ниве историко-авантюрного романа плаща и шпаги. Об этом не особо говорят. Но мы молчать не будем :) Бальзаковская вселенная заложила основы, проложила маршруты и стала компасом для многих мэтров романа-фельетона. Кто не зачитывался Бальзаком в XIX веке? Таких попросту не было. Феваль и Понсон дю Террайль росли и выросли из его книг. Дюма-отец был его соперником, сдержанным до поры, но восторженным по сути. "Человеческая комедия" Бальзака — это идея всех мега-сериалов от Санта-Барбары до Игры престолов. И что что она другая? На поверку — та же. Про людей. С их радостями и проблемами. Честью и бесчестьем. Враждой и дружбой. Ненавистью и любовью. Величием и падением. Блеском и нищетой. Утраченными иллюзиями и обеднями безбожника, которые случаются в жизни каждого.

Ответов - 2

Admin: Пока нет особых разговоров об авторе в новой теме, сделаю банальный перепост своего старого наблюдения о "Шуанах" и другой частичный перепост, касающийся общего высказывания о Бальзаке (из раздела для своих). *** Для старта хочу задать вопрос через ответ. А заодно и поделюсь некоторыми новыми мыслями и впечатлениями. В детстве я, как и многие, был зачарован фильмом "Черный тюльпан" с Делоном. Фраза в титрах "по мотивам А. Дюма" и фраза одной из героинь (Карол-Каролины) про секретный удар, который достался их семье от родственника по имени Портос, меня сильно смущали и я долго искал разгадку - что же это за мотивы, из какого романа? Ищу до сих пор. Название, понятно, взято вчистую у одного из романов Дюма, но сюжет, герои, место действия, короче говоря ВСЁ - абсолютная противоположность. Если поднапрячься и "губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича" то можно предположить, что что-то взято от "Шевалье де Мезон-Ружа", что-то от "Соратников Иегу", и еще немножко у "Корсиканских братьев" и уж совсем банально – из "Виконта де Бражелона", но в целом, всё это домыслы, притянутые за уши. Секретный фехтовальный прием в качестве наследства - это, наверное, мотив из "Горбуна" Феваля (удар Невера). Но больше всего по духу вся эта история напоминает "Алый Первоцвет" Орци и "Зорро" Маккалея (в вольной, и возможно лучшей, экранизации которого, кстати, Делон снялся позже). Так вот, заостряя внимания и не вдаваясь в спойлеры (умолчу ради неофитов о разгадке основной тайны Черного тюльпана), мне в юности очень хотелось почитать что-то про нападение на карету или дилижанс, но только не на Диком Западе, а в Европе времен плаща и шпаги. Наверно, еще и фильмы про Труффальдино и Фанфана повлияли. Совсем недавно я прочитал "Шуанов" Бальзака. Мечтал об этом давно. И был тихо потрясен открытием, что это совершенно авантюрный роман плаща и шпаги, написанный задолго (аж за 15 лет) до "Трех мушкетеров"! Помнится, кто-то на форуме сомневался, что "чумазый (aka Бальзак) играть не может". Может. Не так лихо, конечно, как Дюма, но вполне себе авантюрно. Тут и нападение на дилижанс, и герои с двойным дном, и хищная прото-Миледи, и столь же буйная героиня, орудующая шпагой не менее решительно, чем Мадемуазель де Мопен (из одноименной экранизации по мотивам Готье). Засады, бойни, замки, подземелья, подмена личностей и тайна, хранимая до конца тоже в рационе. Словом, Бальзак, который, как сам он заверял, подражал здесь "Могиканам" обожаемого им Купера и Вальтеру Скотту, очень неплохо заявил себя в "Шуанах" как пионер французского романа плаща и шпаги. Почему об этом никто не говорил из литературоведов - для меня это тайна за семью печатями. По крайней мере я нигде не встречал такого наблюдения. И теперь мечтаю найти и прочитать схожее мнение, высказанное до моего нынешнего заявления (23.10.16), пусть и немного восторженно-энтузазистского (а я старый поклонник творчества Бальзака). В "Шуанах" есть, конечно, и философия (это первый роман из "Человеческой комедии", подписанный Бальзаком своей собственной фамилией), есть там и красоты, и некоторые длинноты в описаниях пейзажей и внутреннего мира героев. Но если принимаешь правила игры - то читается все это легко. А многое так просто завораживает. Это очень романтическая история, чуть наивная, но захватывающая. Я немало прочитал у Бальзака и романов, и рассказов, но тут был удивлен. Бальзаковская игра в "Парижские тайны" (т.е. "Блеск и нищета куртизанок") - куда ни шло, но секретная игра в еще несуществующий "Черный тюльпан" (нападение на дилижанс) - этого от Бальзака я не ожидал. Даже несмотря на его ранние готические истории под псевдонимами. И как сочно у него патриоты-шуаны показаны - это тоже для меня непредвиденный ход а-ля "Игра престолов". Многое там с ног на голову. Совершенно недооцененный провозвестник приключенческого романа во французской литературе. Напоминаю, в 1829 году, когда вышли "Шуаны", Дюма еще пешком под стол ходил, точнее, только выбрался из под стола – написал и поставил свою первую блистательно-романтическую пьесу "Генрих III и его двор". Крепкие и полновесные романы плаща и шпага – "Арманталь", "Асканио" и божественные "Мушкетеры" – появятся через добрый десяток лет. https://adventures.unoforum.pro/?1-10-1590327829616-00000008-000-0-0#000.001 *** "Человеческая комедия" во многом повлияла на авантюрный роман-фельетон как жанр, особенно в плане всевозможных "городских тайн". Такие столпы жанра, как Феваль-отец и Понсон дю Террайль с детства зачитывались Бальзаком, росли на нем, вдохновлялись его социально-авантюрными типажами и ситуациями из "Человеческой комедии". Тот же Вотрен - Обмани Смерть, казначей трех каторг и лже-святоша впервые появился задолго до Сю с его Поножовщиком или Ферраном. И Бальзак и Сю вдохновлялись Видоком, как и Феваль, как и Дюма. Но Бальзак первым "ввел моду" на Видока и его мемуарное наследие в художественной литературе. Да, трикстеры-перевертыши были и у англичан, и у нас (Джонатан Уайлд, Ванька Каин), но я про самого Видока, как личность (узнаваемый образ), как яркого исследователя дна изнанки социума, который своими мемуарами и эссе вдохновил плеяду французских романистов-фельетонистов XIX века. Да и не только французских. Не забывайте про По с его детективами. Вопрос: а Вы хоть заглядывали в роман Бальзака "Шуаны"? Я когда прочитал - был потрясен, почему Бальзака не записывают в отцы историко-приключенческого романа во Франции?! Это же раньше Дюма написано! Раньше даже Сулье с его "Двумя трупами". Раньше "Латреомона" Сю. "Шуаны" были опубликованы в 1829-м! Да, с оглядкой на Вальтера Скотта, но динамики у Бальзака больше и авантюрность в разы сильнее и хлеще. Я как-то писал об этом своем маленьком открытии. Ну в первую очередь это было чисто для себя открытие, чем дальше вчитывался, тем больше удивлялся, как такое можно вообще игнорировать, замалчивать. Я попытался потом искать, но не нашел в биографиях Бальзака этой мысли - про то, что его можно назвать отцом историко-приключенческого романа во Франции в связи с "Шуанами". Думается, роман "Шуаны" можно спокойно включать в любую библиотеку приключений. А Бальзаковский "Феррагюс, или История Тринадцати" (про тайное общество)?! А "Блеск и нищета куртизанок" с укрощением каторги, западнями и ловушками в подвалах, будуарах, на крышах парижских домов (вспомните какую войну устроил Жак Коллен не менее коварным и жутким чем он сам полицейским Пераду, Корантену и их агентам)?! Бальзак авантюрен и очень увлекателен если присмотреться и настроиться. Не все из "Человеческой комедии" попадает под первую категорию, но уж под вторую... Не знаю. Еще ни разу не скучал читая его. Удачно познакомился. В нужное время, нужный час попало в руки что-то из Бальзака по тематике или по тогдашнему настроению близкое мне - и всё, автор стал моим. Кажется, первой была новелла "Дом кошки, играющей в мяч", а может и "Отец Горио". Даже не помню сейчас что-то... Многое мечтаю перечитать. И многое еще предстоит прочитать впервые. Раннее его творчество тоже интересно, конечно. Даже его этюды о вещах и тп. очень интересны. Он же с юмором был дядька. Наблюдательный, меткий. Как Поль де Кок, О.Генри, Вудхауз. Стоит понять это и любой "скучный" пассаж из "Утраченных иллюзий" прочитается взахлеб. Он здорово "поучая развлекает". Понятно дело, всё это имхо. Но такие же имхи могли озвучить Понсон, Феваль, даже Дюма, который не особо хорошо относился к Бальзаку лично, как и тот к нему, но зато Дюма всегда открыто признавал Бальзаковский гений, читал его с интересом. И даже денежную подписку на памятник Бальзаку организовал по собственному почину. Бальзак - это мост между романтизмом и реализмом. Он понимал толк и в том и в другом. Не отменяя и не подменяя одно другим. Он из той же категории титанов на все руки, что и Гюго с Дюма. У нас таких, увы, в литературе нет. Хотя, Достоевский очень близок к ним, с его драйвовой театральностью. https://adventures.unoforum.pro/?1-6-1590326761156-00000021-000-10001-0#123.001

Admin: Посмотрел фильм "Шуаны" (1947) с Жаном Марэ, вот этот https://www.imdb.com/title/tt0039265/ Так себе кино. По роману Бальзака, но сценарий какой-то вялый, вяленый, обезжиренный, без нарастающего драйва и нерва книги. Сюжет пересказан по верхам, много интересных эпизодов выброшено и концовка изменена, вернее пересказана приблизительно, чтобы не усложнять жизнь актерам, которые и так не живут, а изображают страсти, хлопочут лицом. Не все, но большинство. Книга просто не сопоставима с такой поделкой. Образы многих интереснейших героев совсем не раскрыты, потеряны, упрощены. Схемы какие-то, а не герои. Кому очень уж любопытно - смотреть только после книги. Такое кино - просто картонный спойлер без живого огня оригинала. PS. Про 4-хсерийных "Шуанов" с Нуаре отпишусь позднее. Это не по Бальзаку. Оригинальный историко-приключенческий сюжет.



полная версия страницы